КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 9384.00 +323
1 EUR = 10393.72 +301.58
1 RUB = 140.14 +1.67
1 GBP = 11378.10 +451.44
1 JPY = 88.01 +2.44
1 AFN = 119.86 +4.09
1 AMD = 19.76 +0.67
1 AED = 2555.00 +87.94


В данном заявлении кратко излагается содержание обсуждений между официальными органами Республики Узбекистан и миссией МВФ, проходивших в г. Ташкенте с 30 октября по 8 ноября 2018 года.

Официальные органы страны продолжают осуществлять экономические и социальные реформы во всех областях. В ходе обсуждений основное внимание было уделено рассмотрению следующих вопросов: перспективы развития экономической ситуации и, особенно, прогнозам по инфляции, бюджет 2019 года, снижение сегментации рынка кредитования, совершенствование статистики, а также улучшение координации программ технической помощи.

Эксперты МВФ в плане перспектив развития экономической ситуации в Узбекистане, отмечают, что внешняя торговля поддерживает рост, «однако данные по импорту и экспорту свидетельствуют, что имеются ранние признаки перегрева экономики». В третьем квартале рост импорта оставался очень высоким, что отражает не только активный рост внутреннего спроса, особенно на машины и оборудование. Кроме того, трудности, связанные с производством отечественных промежуточных товаров, особенно для отрасли строительных материалов, стимулируют импорт.

«Вопреки широко распространенному в Узбекистане мнению, небольшие внешние дефициты выгодны экономике, и являются вполне ожидаемыми в условиях, когда в экономике начинаются реформы и модернизация», отмечается в заявлении. В то же время, важно уже на раннем этапе осуществить корректировку мер макроэкономической политики, вызывающих чрезмерное давление со стороны внутреннего спроса, которое может в конечном итоге привести к значительными постоянным внешним дисбалансам.

ВВП продолжал расти примерно на 5 процентов. В третьем квартале сохранялся активный рост в горнодобывающей промышленности, телекоммуникационной отрасли, строительстве и некоторых секторах услуг. Однако, в секторах, производящих товары, которые могут быть проданы на мировых рынках, и имеющих особенно большое значение для создания новых рабочих мест (в основном, в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности), видны лишь небольшие признаки оживления роста. Необходимо усиление работы по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для стимулирования роста в секторах, в которых производятся товары, поступающие во внешнюю торговлю.

Далее аналитики МВФ отмечают, что в 2019 году будет проявляться дополнительное инфляционное давление, вызванное несколькими факторами: повышение регулируемых цен на энергоносители, запланированное на середину ноября; 10-процентное повышение заработной платы в государственном секторе в ноябре; дополнительное повышение заработной платы для работников сферы образования и здравоохранения в течение 2018 года; более высокие косвенные налоги, начинающие действовать с января 2018 года; повышающее воздействие на потребительские товары, которые могут экспортироваться, такие как продукция плодоовощеводства. «Учитывая эти множественные факторы инфляции, мы прогнозируем, что к концу 2019 года инфляция по ИПЦ может повыситься до 17-18 процентов. Этот прогноз предполагает, что в 2019 году официальные органы будут проводить жесткую монетарную, кредитную и налогово-бюджетную политику».

В сентябре денежно-кредитная политика была надлежащим образом ужесточена в сентябре. Тем не менее, «возможно, потребуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, если темпы инфляции начнут неожиданно повышаться», сообщается в заявлении.

На данный момент инструменты денежно-кредитной политики ЦБУ оказывают ограниченное воздействие на общие монетарные и кредитные условия. Воздействие инструментов денежно-кредитной политики на условия кредитования остается слабым из-за сильной сегментации рынка кредитования, где около 60 процентов кредитов выделяются на льготных условиях. Хотя ставка рефинансирования ЦБУ ощутимо влияет на условия предоставления кредитов по коммерческим ставкам в национальной валюте, доля этого сегмента составляет лишь около 20 процентов всего объема выданных кредитов. Учитывая, что к 2021 году ЦБУ планирует перейти на таргетирование инфляции, для того, чтобы ЦБУ имел возможность усилить контроль над инфляцией, необходимо снизить сегментированность кредитного рынка.

К сентябрю кредитование экономики увеличилось на 43,5 процента (в годовом исчислении). Около 60 процентов новых кредитов были выданы по решению правительства и профинансированы из государственных источников, включая Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ). По оценкам, более половины этого дополнительного кредитования выделялось на льготных условиях. Аналитики МВФ рекомендуют «рост кредитования экономики в 2019 году снизить примерно до 25 процентов, чтобы удержать инфляцию по ИПЦ в прогнозируемом диапазоне 17-18 процентов к концу 2019 года». Для замедления темпов роста кредитования необходимо ограничить кредитные операции правительства на поддержку мер экономической политики, а также ограничить внебюджетные операции по целевому кредитованию.

Снижение сегментации рынка кредитования должно стать одним из приоритетов реформ. Эта мера несет в себе пять преимуществ: во-первых, более целостный и основанный на рыночных принципах рынок кредитования значительно повысит способность ЦБУ контролировать инфляцию. Во-вторых, меньшая сегментированность рынка кредитования позволит снизить текущую высокую концентрацию кредитов, вызванной выдачей кредитов небольшому числу государственных предприятий, и тем самым уменьшить риски для финансовой стабильности. В-третьих, целевое кредитование на льготных условиях снижает доходность банков, а менее сегментированный рынок кредитования позволит сократить потребность в регулярных вливаниях капитала для поддержания их буферного капитала. В-четвертых, рынок кредитования, основанный на более рыночных принципах, позволит сократить нерациональное распределение капитала в экономике. И, в-пятых, сегментация кредитного рынка приводит к тому, что различия в условиях кредитования различных заемщиков становятся незаметными. Более оптимальный подход заключается в субсидировании условий кредитования (если на то есть веские причины) и прозрачном учете таких субсидий в бюджете.

Что касается налогово-бюджетной политики, то миссия МВФ подготовила пересмотренные счета, в которых традиционные фискальные операции по сбору налогов и расходованию средств правительства отражены как сальдо консолидированного бюджета в виде разницы между всеми доходами и расходами государственного бюджета и государственных целевых фондов за исключением кредитования на поддержку мер экономической политики. В 2018 году налогово-бюджетная политика в целом была умеренно расширительной по отношению к плановым параметрам бюджета, отмечается в заявлении.

В плане структурных реформ, в заявлении подчеркивается, что «либерализация цен останется ключевой темой». Объявленный рост регулируемых цен на энергоносители в середине ноября является важным и заслуживающим одобрения шагом по устранению потерь на государственных предприятиях сектора энергетики; данный рост также усилит стимулы по экономии энергии и может привлечь иностранных инвесторов в данный сектор. Узбекистан выбрал постепенный подход к либерализации цен, чтобы снизить ее краткосрочные социальные и производственные издержки, подчеркивают аналитики МВФ.

Показатель биржевого индекса «UCI»
Highcharts Example