Доступ к финансам: проблемы и пути решения

Для реализации любого проекта в какой бы то ни было отрасли экономики в первую очередь требуются финансовые ресурсы. На какие финансовые источники могут рассчитывать предприниматели для реализации своих проектов в нашей стране?

 Жахонгир Имамназаров. Доступ к финансам: проблемы и пути решения

Жахонгир Имамназаров, заместитель директора
Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности

при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Для реализации любого проекта в какой бы то ни было отрасли экономики в первую очередь требуются финансовые ресурсы. На какие финансовые источники могут рассчитывать предприниматели для реализации своих проектов в нашей стране?

На сегодняшний день в Узбекистане действует 27 коммерческих банков, которые могут оказать весь спектр финансовых услуг:

● 3 банка являются 100% государственными коммерческими банками (NBU, Xalk bank и Asaka);

● 8 банков являются акционерными банками с государственной долей (O‘zsanoatqurilishbank, Ipoteka bank, Agrobank, Qishloq Qurilish bank, Turon bank, Microkreditbank, Aloqabank и Uzagroexportbank);

● 2 банка являются 100% иностранными банками (Saderat bank (Иран) и Ziraat bank (Турция));

● в 5 банках есть доля иностранного капитала (Savdogar банк, KDB bank, Hamkor bank, Azia Alliance bank и Ipak Yuli);

● остальные 9 являются частными акционерными банками (Kapital, Ravnaq, Universal, Davr, Trast, Orient Finance, InFin, Hi Tech, Turkiston).

Указанные банки предлагают свои услуги по краткосрочному, средне- и долгосрочному финансированию бизнес-проектов (в т.ч. инвестиционных) малого и крупного бизнеса. Финансирование осущес­твляется в виде кредитов, гарантий и лизинга.


По данным Центрального банка Узбекистана, на 1 августа 2018 года коммерческие банки страны за первые семь месяцев 2018 года выдали инвестиционные кредиты на общую сумму 20,1 трлн. сумов, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.


Также в стране активно работает более тридцати лизинговых компаний, которые оказывают различные виды лизинговых услуг. Так, в первом полугодии текущего года объем новых лизинговых сделок увеличился на 9,7%, что на 68,8 млрд. сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 779,6 млрд. сумов.


При этом, несмотря на наличие достаточного количества государственных и частных банков и лизинговых компаний, проблема доступа к финансам остается на повестке дня.


Прежде чем перейти к проблеме доступа к финансам, необходимо определиться с тем, что доступ к финансовым услугам и пользование ими – разные понятия. Доступность является необходимым условием для использования финансовых услуг. В то же время финансовые услуги, будучи доступными, могут не использоваться или использоваться крайне редко в силу каких-либо причин (морально-этических, психологических и др.). Некоторые предприниматели не пользуются кредитами банков в силу своей недостаточной финансовой грамотности, другие просто не хотят иметь дело с банками.Также есть другая категория – предприниматели-мусульмане, которые в силу своих религиозных убеждений не пользуются кредитами, выдаваемыми традиционными банками под процент. В этом случае мы уже сталкиваемся с проблемой доступа к финансам, так как в нашей стране пока нет банков, работающих по принципам исламских финансов.

Если в первом случае ситуацию можно исправить путем повышения финансовой грамотности населения/предпринимателей, то во втором случае вопрос может быть решен принятием соответствующих законодательных актов, позволяющих создать инфраструктуру исламского банкинга.

На наш взгляд, в нашей стране проблема доступа к финансам более актуальна, нежели проблема пользования ими. Так какие же барьеры стоят перед потенциальными потребителями финансовых продуктов в нашей стране?

Первое – это внушительный список документов, которые должны быть представлены в банк для получения кредита (причем как краткосрочных, так и средне-, и долгосрочных). Стандартный перечень требуемых для получения кредита документов примерно следующий:

1. Заявка на получение кредита с указанием в ней суммы, срока, цели и обеспечения кредита.

2. Устав и учредительный договор предприятия (заверенный нотариально), свидетель­ство о государственной регистрации.

3. Бухгалтерская отчетность за последние 2 квартала финансовой деятельности предприятия (со штампом ГНИ): а) Баланс предприятия – Форма №1 (квартальный, годовой),

б) Отчет о финансовых результатах – Форма №2 (квартальный, годовой). В случае необходимости банк может потребовать расшифровки некоторых строк баланса формы №1 и №2.

4. Если заемщик является частным предпринимателем, необходимы копии паспорта, патента/лицензии.

5. Бизнес-план (или технико-экономическое обоснование при получении инвестиционного кредита).

6. В случае покупки оборудования – технические характеристики и технические паспорта приобретаемого оборудования.

7. Конкурентный лист на покупаемое оборудование с указанием как минимум 3-х альтернативных поставщиков, сравнительные характеристики аналогичного оборудования – цена, производительность и т.д.

8. Лицензия, подтверждающая право заниматься деятельностью, если вид деятельности входит в перечень требующих специальных лицензий.

9. Экспертиза проекта (на выброс хим. веществ и др.) со стороны Госкомприроды РУ.

10. Кадастровые документы на здания и сооружения или, если предприятие арендует свои помещения, – договор аренды.

11. Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности с датой их образования.

12. Справка о принятых финансовых обязательствах по отношению к 3-им лицам (ранее выданные поручительства и т.д.), если заемщик из другого банка, то в этой справке должны быть указаны наличие картотеки №2, банковских ссуд и обороты по р/сч за последний год или даже несколько лет с печатью и подписями руководства обслуживающего банка.

13. Контракты или протоколы намерения на приобретаемый объект (сырье, оборудование, товары и т.д.).

14. Контракты или протоколы намерения на реализацию производимой продукции/услуги.

Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим списком необходимой информации для рассмотрения проекта и банк оставляет за собой право запросить любую другую информацию и документы в зависимости от специфики проекта.


Второй, наиболее проблемный для потенциальных заемщиков вопрос – обеспечение по кредиту, которое согласно требованию банков должно перекрывать сумму кредита на 25% (т.е. сумма кредита не будет превышать 75% от стоимости заложенного имущества заемщика).

В настоящее время наиболее распространенными формами обеспечения кредитных договоров являются поручительство и залог.


 Поручительство

При предоставлении данного вида обеспечения, потенциальный заемщик должен представить следующие документы, относящиеся к поручителю: Балансы (форма №1 и №2) за последние 2 квартала, Устав, учредительные документы Поручителя, копия образцов подписей поручителя, справка аудиторской проверки поручителя, справка о принятых обязательствах по отношению к 3-м лицам (выступает ли поручителем в данный момент и т.д.), если поручитель из другого банка, то справка с указанием наличия картотеки №2, банковских ссуд и оборотов по р/сч за последнее время с печатью и подписями руковод­ства обслуживающего поручителя банка.

Залог

Заемщик должен предоставить документы, удостоверяющие право собственности на предмет залога, свидетельство о государственной регистрации в органах госкадастра, справка о не сносе зданий и сооружений. В случаях если владельцем закладываемого имущества является третье лицо, то также необходимо предоставить решение уполномоченного органа юридического лица о согласии на предоставление имущества в залог, устав и учредительный договор, а также все изменения и дополнения к уставу и учредительному договору, доверенность на лицо, уполномоченное заключать договор залога от лица предприятия (если договор залога подписывается не руководителем предприятия), документы по оборудованию (технический паспорт и т.д.), документы, удостоверяющие принадлежность оборудования собственнику. В случае если заемщиком является совместное предприятие, необходимо заключение аудитора.

Считаем, что стремление банков обеспечить кредит и проценты по нему на 125%, является не совсем оправданным, так как в этом случае значительно снижается мотивация банка в эффективном мониторинге использования кредитных средств и развитии системы управления рисками.


Проблема, связанная с обеспечением кредита, сильнее всего ощущается в сельской местности. Известно, что в сельской местности рыночная стоимость объектов недвижимости невысока.


Кроме того, права на земельные участки в качестве залога принимают не в каждом банке. В результате у сельских предпринимателей остается мало шансов на получение кредита.

С целью улучшения доступа к финансам, являющегося основой для развития частного сектора и создания рабочих мест, в текущем году в Узбекистане принято Постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг» (№ПП-3620 от 23 марта 2018 г.). В данном постановлении указан ряд недостатков, имеющихся в банковской сфере, в частности:

● усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок, которые ограничивают возможность оперативного получения кредитов;

● высокие процентные ставки по кредитам (в настоящее время до 24% годовых);

● включение в договоры условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы на услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги с навязыванием приобретения дополнительной, что нарушает права потребителей банковских услуг.

В целях дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения защиты прав потребителей банковских услуг и повышения уровня финансовой доступности, в постановлении приняты такие важные, на наш взгляд, решения, как:

● установление требования, в соответствии с которым коммерческие банки создают условия для прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче или мотивированном отказе в выдаче кредита;

● введение запрета кредитным организациям взыскивать платежи за рассмотрение кредитных заявок, обслуживание ссудных счетов, выдачу кредитов, а также неустойки за досрочное погашение кредитов физическими лицами и субъектами малого предпринимательства.

17 августа 2017 года принято Постановление Президента Респуб­лики Узбекистан «О соз­дании Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности» № ПП-3225.

В соответствии с постановлением, основной задачей Фонда является предоставление субъектам малого предпринимательства поддержки в виде:

● поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков в размере до 50% включительно от суммы кредита;

● компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков (в постановлении детально указаны условия и порядок осуществления компенсации);

● оказание консультационной помощи субъектам малого предпринимательства по условиям предоставления кредитов коммерческих банков.

Гарантийный фонд должен стать эффективным инструментом расширения доступа малого бизнеса к финансовым средствам и внести значительный вклад в развитие малого бизнеса в республике.

Правительство предпринимает определенные усилия для решения данной проблемы. Так, за последние несколько лет только для реализации проектов в области плодоовощеводства привлечено более $700 млн. (кредиты Всемирного банка, Азиатского банка развития и Международного фонда сельскохозяйственного развития). При этом, проведенные международными финансовыми институтами исследования показывают, что потребности бизнеса в относительно доступных кредитах (с процентной ставкой 5,5%–10% годовых в иностранной валюте) намного превышают размеры привлекаемых средств.

Принимая во внимание, что кредиты (даже с относительно низкой процентной ставкой) – это не инвестиции, которые служат модернизации экономики, техническому и технологическому перевооружению предприятий, производству импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, правительство Узбекистана делает все возможное для привлечения прямых иностранных инвестиций. Однако частный инвестор не приходит в страну со своим финансовым учреждением, бизнес-партнерами и большой командой. Чаще всего инвестор приходит всего с парой своих специалистов узкого профиля и уже на месте находит местных партнеров, которые знают местную специфику и готовы разделить риски инвестиционного проекта вместе с ним.


Вкладывая инвестиции в виде передовых технологий и оборудования, иностранный инвестор все же нуждается в оборотных средствах, и в этом случае ему приходится обращаться в местные финансовые учреждения, условия финансирования которых не всегда привлекательны.


Предпринимаемые правительством меры – это пока только шаги по улучшению деловой среды. Но без усиления конкуренции в финансовой сфере, в том числе путем развития таких небанковских учреждений, как инвестиционные компании, венчурные фонды, бизнес-ангелы, инвестиционные платформы/компании и т.д., невозможно говорить об увеличении инвестиций, как внешних, так и внутренних.

Таким образом, можно сделать вывод, что относительно низкая финансовая грамотность предпринимателей в условиях сложных процедур получения банковских кредитов, значительные финансовые затраты (высокие процентные ставки, расходы по страхованию, оформлению залога и другие транзакционные издержки), а также отсутствие альтернативных источников финансирования и инструментов (например, многие предприниматели не знают о крауд­фандинге, который очень популярен в развитых западных странах) создают определенные препятствия для реализации бизнес-проектов.

Проведение комплексных исследований по измерению степени доступности финансовых услуг для населения и бизнеса позволят определить:

● общий уровень использования конкретных финансовых услуг населением и бизнесом;

● уровень использования льгот, привилегий и других видов поддержки государства;

● категории населения и бизнеса, которые меньше других пользуются финансовыми услугами;

● районы, где недостаточно финансовых учреждений (из расчета плотности проживающего населения и спроса на финансовые продукты) для планирования дальнейшего развития региональной сети заинтересованных коммерческих банков.

Это также позволит сформулировать необходимые предложения по развитию качественных и доступных финансовых услуг, подготовить соответствующий проект решения Правительства и внести на рассмотрение.

Исследование будет своего рода мониторингом эффективности принимаемых государственных программ по развитию предпринимательства в стране.


Журнал «Бозор, пул ва кредит»,

№11, 2018 г.

Pin It
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама