КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 9411.30 +15.67
1 EUR = 10421.13 +60.57
1 RUB = 146.51 +3.55
1 GBP = 11764.13 +225.36
1 JPY = 87.09 -0.8
1 AFN = 120.23 0
1 AMD = 19.81 +0.04
1 AED = 2562.57 +4.33


Fitch присвоило Ташкенту рейтинг «BB-», прогноз «Стабильный»

Fitch Ratings присвоило столице Узбекистана долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В».

Как сообщают эксперты агентства в своем отчете, РДЭ города находятся на одном уровне с РДЭ Узбекистана («BB-»/прогноз «Стабильный»). Это отражает сочетание низкой долговой нагрузки у города, что обусловливает оценку устойчивости к долговой нагрузке «aa» согласно рейтинговому сценарию Fitch, и оценки риск-профиля «более слабый уровень». РДЭ также учитывают тот факт, что система отчетности и прозрачности у города отстает от международных стандартов.

В структуре доходов города преобладают налоговые поступления, включая распределяемые общегосударственные налоги, и межбюджетные трансферты. К основным расходным полномочиям относятся образование, здравоохранение и соцобеспечение. Согласно бюджетному законодательству, города и регионы Узбекистана не имеют право привлекать заимствования на внутреннем или внешних рынках. В то же время указом президента страны Ташкенту дано исключительное право выпускать внутренние облигации, но в настоящий момент город не имеет прямых долговых обязательств. Бюджет ведется на основе кассового метода, и в 2018 г. горизонт бюджетного планирования был продлен с одного года до трех лет.

Налоговые поступления являются основным источником доходов города, и на их долю приходилось в среднем 65% от всех доходов в 2014-2018 гг.


«Мы оцениваем способность Ташкента генерировать дополнительный доход в случае возможного спада как ограниченную ввиду высокой централизации бюджетной системы в стране, которая при этом находится в процессе реформирования. Налоговые полномочия контролируются центральным правительством, которое определяет ставки по всем налогам, а также их распределение между органами власти различного уровня. В структуре доходов Ташкента преобладают распределяемая доля общегосударственных налогов и межбюджетные трансферты, которые в совокупности составляли 81%, в то время как доля местных налогов была на низком уровне в 14% в 2018 г.», отмечается в отчете.


Динамика расходов в течение последних пяти лет демонстрировала высокую волатильность ввиду высокого уровня инфляции и перераспределения расходных обязательств. Динамика расходов без учета влияния инфляции варьировалась от снижения на 7%-8% в 2016-2017 гг. до увеличения на 25% в 2015 г. и 22% в 2018 г. В целом динамика расходов следует за динамикой доходов, поскольку бюджеты местных органов власти должны быть сбалансированными, так как национальное регулирование не допускает наличие бюджетного дефицита.

Город привлекает заимствования через свои компании, связанные с сектором госуправления, для финансирования инвестиционных проектов, и оказывает поддержку этим компаниям в части обслуживания долга.

На конец 2018 г. Ташкент обслуживал пять кредитов компаний, связанных с сектором госуправления, и, по оценкам администрации города, еще 10 кредитов, привлеченных такими компаниями, могут стать обязательствами города. Как следствие, Fitch включило эти 15 кредитов в долг с корректировкой Fitch, который оценивался в 1,4 трлн. узбекских сумов (эквивалентно 170 млн. долл.) на конец 2018 г. Значительная часть долга номинирована в иностранной валюте, что подвергает город существенному валютному риску ввиду волатильности национальной валюты (курс которой снизился в 3,4 раза в 2014-2018 гг.).

Fitch относит Ташкент к субнациональным образования типа B, от которых требуется покрывать расходы на обслуживание долга за счет денежного потока на ежегодной основе. Оценка «aa» обусловлена хорошим показателем обеспеченности долга операционным балансом (скорректированный чистый долг/операционный баланс), который является основным показателем устойчивости к долговой нагрузке для субнациональных образований типа B.


Fitch оценивает кредитоспособность Ташкента на самостоятельной основе как «bb», что отражает сочетание оценки риск-профиля «более слабый уровень» (как результат оценки «более слабый уровень» для шести ключевых риск-факторов) и оценки устойчивости к долговой нагрузке «aa». Уровень рейтинга города определяется относительно международных сопоставимых эмитентов. Fitch применяет нотчинг на одну ступень вниз, учитывая, что система отчетности и прозрачности у города отстает от международных стандартов. В результате РДЭ города находятся на одном уровне с суверенным РДЭ BB-.


Улучшение качества бюджетного управления города и обеспеченность долга операционным балансом устойчиво на уровне около 6x согласно рейтинговому сценарию Fitch могут обусловить позитивное рейтинговое действие при условии повышения суверенного рейтинга.

Понижение РДЭ Республики Узбекистан или ухудшение показателя обеспеченности долга операционным балансом до свыше девяти лет согласно рейтинговому сценарию Fitch обусловило бы понижение рейтингов.

Показатель биржевого индекса «UCI»
Highcharts Example