КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 8535.74 +17.06
1 EUR = 9566.00 -86.52
1 RUB = 132.57 +1.24
1 GBP = 10746.50 -101.19
1 JPY = 78.63 -0.12
1 AFN = 107.94 +0.38
1 AMD = 17.88 +0.08
1 AED = 2324.04 +4.58


images/photos/2018/december/31-12-2018/03-service.jpg

На сегодняшний день в странах с развитой экономикой доля сферы услуг превышает 70% в объёме ВВП. Принципы устойчивого развития предполагают рост сферы услуг в результате сбалансированного взаимодействия с другими отраслями экономики, пропорционального развития регионов. Поэтому увеличению объемов услуг сопутствуют качественные структурные сдвиги не только в сфере услуг, но и в других ключевых секторах экономики – промышленности и сельском хозяйстве.

 Дилдора Каримова, д.э.н.,
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований
при Министерстве экономики Республики Узбекистан

Помимо традиционных отраслей получают развитие такие сферы, как фармацевтика, специализированная электроника, телекоммуникации, компьютерная техника, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия и агробизнес. Деловые и профессиональные услуги становятся самыми прибыльными, и ресурсом для их развития являются знания. Информатизация общества, знания и инновации становятся катализатором экономического роста, а человеческий капитал – важнейшим ресурсом индустриализации общества. В итоге такой рост способствует расширению занятости населения, повышению уровня доходов и качества жизни людей.

В Узбекистане также происходят качественные структурные сдвиги в сторону роста услуг: за 2007-2015 гг. доля сферы услуг в ВВП страны возросла с 42,5% до 54,5% не только за счет транспорта и торговли, но и за счет услуг связи и информатизации, финансовых услуг, туризма и бытовых услуг.


 

Новые инновационные отрасли сферы услуг занимают еще незначительную долю в структуре ВВП Узбекистана, но уже имеют тенденции ускоренного роста, что свидетельствует о необходимости наращивания имеющегося потенциала и дальнейшего стимулирования развития новых видов услуг.


 

Исходя из анализа макроэкономических условий и регионального развития, можно говорить о следующих тенденциях развития сферы услуг в Узбекистане:

● Реализация ряда программных документов по развитию сферы услуг позволила увеличить вклад этого сектора в экономический рост и обеспечить качественные структурные сдвиги в секторе услуг.

● Созданная деловая среда, предоставление налоговых и таможенных льгот субъектам предпринимательства в рамках программ развития сферы услуг, соответственно развитие малого бизнеса в сфере услуг стали предпосылками создания рабочих мест и увеличения доходов населения. Стабильный рост доходов обеспечил платежеспособный спрос населения на услуги.

● Межрегиональная дифференциация производства и потребления услуг постепенно сокращается, что обусловлено реализацией территориальных программ развития сферы услуг, созданием благоприятных условий для развития малого бизнеса, а также улучшением инфраструктурной среды в сельской местности.

Посредством анализа ситуации выявлены также проблемы и долгосрочные вызовы:

● Медленная динамика структурных сдвигов в сфере услуг. Ежегодный прирост сферы услуг обеспечивается, в основном, традиционными услугами транспорта, торговли и общественного питания. Вклад услуг связи и информатизации, финансов, кредита, страхования, коммерческих (деловых) услуг в формирование ВВП еще незначителен. Туризм, хотя и является приоритетной отраслью развития экономики, пока еще не имеет значимого влияния на экономический рост.

● Слабая связь роста производства и занятости (расчеты прироста занятости на 1% прироста ВДС) условно свидетельствует об относительно высоком уровне неформальной деятельности в строительстве, торговле и прочих услугах. Доля отраслей с высокой производительностью труда в структуре сферы услуг составляет около 40%. Следовательно, создаваемые рабочие места в сфере услуг в большей мере неустойчивы и непродуктивны.

● Хотя наблюдается динамика роста сферы услуг в ВВП и в экспорте страны, доля Узбекистана на мировом рынке услуг еще совсем незначительна.


 

Структура отечественной торговли услугами носит характер, наиболее типичный для развивающихся государств: преобладают «традиционные» виды услуг – туристические и транспортные, в то время как в развитых государ­ствах все большую долю занимают услуги информационно-коммуникационного характера, страховые, финансовые, деловые, строительство и др.


 

● Существует территориальная дифференциация, связанная со слабым развитием и размещением промышленных производств, производственной и социальной инфраструктуры. Недостаточно развитая инфраструктура рыночных услуг (деловых, туристических и т.д.), транспортной и водохозяйственной инфраструктуры в сельской местности, в районах, которые находятся в горных и предгорных территориях, может обусловить социальное неравенство в обществе.

Приоритетными направлениями развития сферы услуг в среднесрочной перспективе, исходя из Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах и последних программных документов Правительства, определены:

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в ее структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;

2. Ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг;

3. Либерализация и упрощение экспортной деятельности, диверсификация структуры и географии экспорта;

4. Дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.

Необходимо отметить, что долгосрочная стратегия ориентирована на устойчивое развитие сферы услуг, предполагая не только экономический рост, но и создание продуктивных рабочих мест и рост уровня и качества жизни населения.

Поэтому стратегическими приоритетами устойчивого развития сферы услуг до 2030 года можно выделить:

1. Ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей сферы услуг и отраслей с высокой ВДС. Акцент будет сделан на создание высокотехнологичных отраслей сферы услуг преимущественно V технологического уклада (информационных и интернет-технологий, компьютерных технологий и интеллектуальных систем в экономике, медицине, биологии, социальной сфере, государ­ственном управлении, обороне, образовании, на транспорте и др.), производств с высокой долей добавленной стоимости (банковские, страховые, консалтинговые, рекламные и другие виды деловых услуг), а также высокотехнологичные и наукоемкие отрасли (услуги связи и информатизации, компьютерное программирование, ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования).

При этом будет происходить процесс модернизации традиционных видов услуг – торговли, транспорта, бытовых услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий, инновационного дизайна, логистики и т.д.

Критериями качественных структурных преобразований станут: сокращение разрыва производительности труда со среднеевропейским уровнем; повышение доли высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП; повышение затрат на научные исследования и разработки.

2. Улучшение макросреды и делового климата, развитие среднего и малого бизнеса в сфере услуг, что предполагает повышение качества государственных услуг, финансовую доступность, улучшение налоговой политики и инфраструктуры сферы услуг.

Важные задачи – стимулирование развития среднего бизнеса не только посредством совершенствования налоговой и кредитной политики, но и улучшения менеджмента на уровне регионов. Исходя из опыта других стран, для увеличения числа средних компаний актуальны меры, связанные с инфраструктурной поддержкой, созданием рынков сбыта, расширением доступа к финансированию (выстраивание системы «экспортного лифта»; льготные процентные ставки для быстрорастущих средних предприятий, в том числе для предприятий, увеличивающих экспорт услуг и др.).

3. Диверсификация услуг и расширение экспорта услуг на основе эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ Узбекистана.

Задача по наращиванию валютных поступлений предполагает рост экспорта товаров и услуг за счет освоения новых рынков сбыта услуг отечественными производителями, ускоренного расширения экспорта услуг, финансовой и институциональной поддержки экспорта.

4. Совершенствование государственной политики развития сферы услуг на уровне регионов. Особенностью сферы услуг является территориальный характер действия большинства факторов повышения эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг. Экономическая эффективность отрасли обусловлена ростом производства услуг на душу населения и производительности труда (ВДС сферы услуг в расчете на одного занятого) в регионах. Для повышения эффективности сферы услуг необходимо совершенствование стратегического управления на уровне регионов (реализация территориальных программ развития сферы услуг), направленных на улучшение делового климата не только для малого бизнеса, но и для средних предприятий сферы услуг; развитие инновационно-ориентированных субъектов бизнеса; модернизацию традиционных отраслей сферы услуг и расширение экспорта услуг. Критерием оценки результатов реализации территориальных программ станет показатель межрегиональной дифференциации производства услуг на душу населения и производительности труда в отрасли.

5. Развитие профессиональной подготовки кадров (руководителей и работников бизнеса в сфере услуг). Одними из основных составляющих роста и повышения эффективности сферы услуг являются квалификация, здоровье и трудовая активность населения. Предстоит разработать дей­ственные механизмы создания гибкой системы подготовки кадров, повышения качества образования и творческой активности молодежи, улучшения здоровья и стимулирования здорового образа жизни.

Разработка стратегии устойчивого развития сферы услуг в среднесрочном и долгосрочном периодах обуславливает необходимость прогнозирования развития отраслей сферы услуг, согласованных с:

● параметрами программы1 по развитию сферы услуг в Узбекистане;

● развитием других секторов экономики (промышленности и сельского хозяйства);

● динамикой конечного спроса со стороны государства и параметрами инвестиционных программ;

● поступательным ростом доходов населения.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 26 февраля 2016 года №55 начата реализация программы развития сферы услуг на 2016-2020 гг., предусматривающая выделенние 12 основных секторов услуг, которые уже в 2016 году формировали 44,3% ВВП2: торговля, транспорт, информация и связь, финансовые услуги, операции с недвижимостью, аренда и прокат, архитектура, инженерные изыскания, технические испытания и анализ, проживание и питание (туризм), ремонт компьютеров и бытовых товаров, индивидуальные услуги, образование и здравоохранение, прочие услуги.

Согласно Программе, доля связи и информатизации в экономике будет увеличена за счет обеспечения технических возможностей доступности населения к сети телекоммуникаций, предоставление на их основе качественных услуг, полный переход на цифровые системы телефонной связи и телевидения. В программе отмечается, что рост услуг связи и информатизации за 2016-2020 годы составит 2,9 раза при ежегодных темпах прироста в среднем 19-27%. Также за этот период предполагается увеличение финансовых услуг в 1,8 раза (при ежегодном приросте 12-13%), услуг проживания и питания – 1,8 раза (при ежегодном приросте 11-13%), услуг в сфере здравоохранения – 1,9 раза (при ежегодном приросте 13-14%), индивидуальных услуг – 1,7 раза (при ежегодном приросте 10-12%), услуг торговли – 1,6 раза (при ежегодном приросте 10-11%) и т.д.

Среднесрочные прогнозы развития отраслей сферы услуг связаны с перспективами развития других секторов экономики – промышленности и сельского хозяйства. Так, по расчетам, с учетом межотраслевых связей в 2017-2020 гг. ежегодный прирост объемов промышленности в среднем на уровне не менее 7,7%, сельского хозяйства – 6,6% могут способствовать росту сферы услуг в среднем на 12,5% в год. При данных темпах роста отраслей экономики ВВП в среднем будет увеличиваться на 7,8-8,3% в год, а структура ВВП к 2020 г. будет иметь следующий вид: промышленность – 28,8%, сельское хозяйство – 15,4% и сфера услуг – 48,7%.

Используя оценки перспектив развития отраслей экономики до 2030 г., определена динамика и структура сферы услуг. Так, по оценкам, прирост темпов роста объемов промышленности в среднем на 8,9% в год, сельского хозяйства – 6,0% в год может способствовать росту сферы услуг в среднем на 13,5% в год. При данных темпах роста отраслей экономики ВВП будет увеличиваться в среднем на 8,6% в год, а структура ВВП к 2030 г. будет иметь следующий вид: промышленность – 36,8%, сельское хозяйство – 8,3% и сфера услуг – 49,9%.

Рост валового выпуска сферы услуг с темпами в среднем 113,5% в год предполагается за счет положительной динамики и ускоренного развития современных и высокотехнологичных видов услуг (услуг информационно-коммуникационных технологий и связи, деловых и финансовых услуг, туризма и др.), которые будут иметь мультипликативный эффект на развитие реального сектора экономики, рост продуктивных рабочих мест и увеличение доходов населения.

С учетом прогнозов основных факторов развития сферы услуг в регионах республики: рост численности занятых в экономике, инвестиций в основной капитал, экспорта услуг и доходов населения – рассчитан прогноз развития сферы услуг до 2030 г. для каждого из регионов. При этом наиболее динамичные темпы роста сферы услуг будут наблюдаться в регионах с наиболее низким уровнем услуг на душу населения.

Ожидаемыми результатами реализации стратегии в контексте устойчивого развития сферы услуг станут:

● повышение доли высокотехнологичных услуг в ВДС сферы услуг;

● повышение затрат на научные исследования и разработки;

● рост производительности труда в отраслях сферы услуг;

● увеличение доли малого и среднего бизнеса в сфере услуг;

● создание устойчивых и продуктивных рабочих мест и сокращение неформального сектора в сфере услуг;

● сокращение межрегиональной дифференциации потребления услуг;

● увеличение вклада сферы услуг в повышение доходов наименее обеспеченных домохозяйств.


1 Постановление Кабинета Министров от 26 февраля 2016 года №55 «О программе развития сферы услуг на 2016-2020 гг.».

2 В 2015 г. доля услуг в ВВП составила 54,5%, в программе на 2016 г. определен прогнозный параметр доли сферы услуг – 47,5% ВВП в связи с переходом Узбекистана на международные стандарты отраслевой классификации (ОКЭД), внедрением общепринятой в мире методики расчета структуры ВВП. В результате изменилась группировка отраслей сферы услуг, следовательно изменились темпы их прироста.


Журнал «Бозор, пул ва кредит»,

№7, 2018 г.

 

 

Показатель биржевого индекса «UCI»
Highcharts Example