КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 9455.24 +21.9
1 EUR = 10438.58 +84.55
1 RUB = 147.25 +1.5
1 GBP = 11958.04 +324.85
1 JPY = 87.23 -0.99
1 AFN = 121.14 +0.22
1 AMD = 19.88 +0.03
1 AED = 2574.40 +5.97


Облик посткризисного мира кардинально меняет структуру мирохозяйственных отношений. Определяющим фактором стабильного экономического и социального развития государства становится его инновационная активность. Сырьевая ориентированность национальной торговли уступает место инновационной, менее зависящей от колебаний цен на мировых рынках, а потому – более устойчивой к мировым финансовым потрясениям. В период мирового финансового кризиса многие государства для преодоления его негативных последствий начали проводить курс на инновационное развитие экономик, переориентацию производства на высокотехнологичную продукцию, повышение производительности труда в основных секторах экономики.

Вектор на экономику инноваций

Узбекистан в последние годы проявляет повышенный интерес к вопросам инновационного развития, модернизации и технологическому обновлению производства, выпуску наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, в перспективе ориентированной на экспорт. Республика обладает высоким научно-исследовательским потенциалом, внедряет в производство экспериментальные разработки ведущих научных организаций. Не исключено, что в будущем эти разработки трансформируются в инновационную конкурентоспособную продукцию. Но для этого уже сегодня необходимо создавать соответствующие условия, формировать инновационную инфраструктуру, которая станет основой целостной инновационной системы Узбекистана. Сегодня, когда ведутся дискуссии о том, какой должна быть национальная инновационная стратегия, опыт создания инновационной модели развития Китая может оказаться интересным.

 

Уникальность китайской модели инновационного развития в четком следовании национальным интересам, непрерывном расширении научной и технической базы страны, активном привлечении инвестиций в разработку НИОКР, постоянном совершенствовании законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. Убедиться в этом нам удалось, посетив в июне 2010 г. Пекин и Шанхай. Целью визита было изучение китайской модели развития инноваций. Консультации с учеными Академии общественных наук помогли лучше понять взгляд Китая на развитие инноваций, выявить специфику китайской модели инновационного развития, перенять опыт управления технологиями, а посещение технопарка Чжунгуаньцунь в Пекине и всемирной выставки Экспо-2010 в Шанхае оставили неизгладимые впечатления о масштабе научно-технического потенциала КНР.

 

Строительство высокотехнологичного Китая

Знакомство с инновационной системой Китая наша группа исследователей начала с Академии общественных наук в Пекине, которая по праву считается одним из мировых центров технологической и научной мощи КНР. Разобраться в устройстве китайской модели инноваций, понять ее специфику нам помог профессор Minliang Zhou, ведущий специалист Академии промышленной региональной экономики Китая:

 

— Курс на создание инновационной стратегии экономического развития был взят в нашей стране еще в начале 1980-х гг. XX века. Первоначально ставилась задача достигнуть высокого технологического и промышленного развития страны. Это предполагало инвестирование сфер образования и науки, налаживание эффективной работы вузов и научно-исследовательских центров, реорганизацию их деятельности в пользу создания НИОКР. Роль координатора, модератора, реформатора, интегратора в одном лице взяло на себя государство. После вступления Китая в 2001 г. в ВТО активизировались усилия по совершенствованию инновационной стратегии и привлечению инвестиций в сферу высоких технологий. Изменилась структура экспорта и спроса на продукцию. В условиях трудоизбыточного населения КНР стала развивать выпуск не только трудозатратной, но и высокотехнологичной продукции.

 

Определяющую роль в становлении высокотехнологичного Китая играет человеческий фактор. Государство создает для ученых эффективную систему, стимулирующую их участие в разработке и реализации наиболее актуальных инновационных проектов. В стране поощряется получение образования молодежью, в том числе в зарубежных странах. В результате научно-технический потенциал Китая непрерывно растет. В период мирового финансового кризиса в нашей стране был принят ряд антикризисных мер, среди которых снижение зависимости от экспорта за счет стимулирования внутреннего спроса, в том числе и на высокотехнологичную продукцию, расширение инвестирования научных и образовательных сфер, поощрение новых инновационных направлений деятельности. В период финансового спада правительство Китая начало реализовывать ряд инфраструктурных проектов, предусматривающих строительство дорог, газопроводов, аэропортов, сельской инфраструктуры, улучшение экологии, восстановление территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Это позволило создать около 9 млн. рабочих мест, что весьма важно в условиях кризиса. Для поддержки предприятий, специализирующихся на инновационном производстве, были предоставлены налоговые льготы. Государственные льготы получили в первую очередь наукоемкие производства, производства, которые позволяют экономить энергоресурсы, экологические производства, и те, которые создают китайские бренды. Таким образом, разработанная антикризисная программа позволила не только справиться с финансовым кризисом, но и определила ориентиры национальной стратегии инновационно - технологического прорыва КНР на основе постиндустриального развития страны.

Для Узбекистана, который идет по пути инновационного развития и формирует собственную национальную модель инноваций, важно приложить максимум усилий для развития традиционной промышленности. Это позволит усилить производственную мощь государства и станет основой для инвестирования в высокотехнологичное производство. Успешный опыт инновационного развития Китая показывает, что государство как главный модератор инновационных процессов должно способствовать развитию региональной промышленности с последующим образованием СЭЗ в наиболее развитых регионах, а также созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичное производство. Но наиболее важной задачей любого государства, развивающего экономику инноваций, является поощрение науки и образования, за которыми будущее инновационного прогресса.

 

Инновации регионов

Экономика Китая – это многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и небольших предприятий частного сектора. Не следует думать, что государство является основным направляющим экономических преобразований нации. Например, основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Так, если в 2000 г. частный сектор производил 55% ВВП, то к 2008 г. эта доля выросла до 65%. Но в экономике Китая не все так гладко. Среди проблем, с которыми сталкивается экономика КНР, следует выделить перенаселение, ухудшение экологии, социальные и региональные дисбалансы развития, дефицит энергетики, нехватка энергоресурсов. Для их преодоления КНР возлагает большие надежды на инновации, так как положительный опыт для этого имеется. Выверенный государственный курс на внедрение инновационно-технологичного производства доказал свою эффективность в преодолении проблемы регионального неравенства.

Производственный бум, охвативший крупные города Китая в 80-е гг. XX века, с трудом достигал отдаленные провинции Китая. Сельское хозяйство и рыбацкий промысел – вот основные сферы, в которых были заняты жители китайских от даленных от центра регионов. Но политика реформ в области развития высоких технологий позволила прибрежным провинциям Китая приступить к модернизации основных сфер экономики и стать самостоятельными экономическими единицами. Особый акцент в региональной инновационной стратегии был сделан в пользу промышленного и технологического развития. В прибрежных регионах Китая начали создаваться свободные экономические зоны (СЭЗ). Правительство Китая предприняло ряд мер для привлечения иностранных инвестиций в СЭЗ, создания условий, позволяющих капиталу эффективно работать на китайской земле, что в результате привело к инвестиционному буму в трудоемкие предприятия из Европы, США и Японии.

Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь — наиболее значимые СЭЗ в Китае. Проникнув на китайский рынок, крупные мировые компании начали инвестировать в крупные промышленные центры высоких технологий в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу. Это стало мощным стимулом для развития собственной высокотехнологичной продукции, которая начала активно продвигаться на экспорт. В результате Китай вышел на первые позиции по поставке высокотехнологичной продукции в сферах машиностроения, электроники, авиапромышленности. Развитие высокотехнологичного производства в прибрежных районах Китая и создание на основе региональной промышленности СЭЗ позволило Китаю не только продвинуться на шаг вперед в реализации своей инновационной стратегии, но и решить множество социальных проблем.

О значимости региональной политики внедрения высокотехнологичного производства для национальной инновационной стратегии Китая нам рассказали эксперты Института изучения России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР Zhao Huirong и Wang Zhiyaan:

— Главный принцип современного экономического развития КНР – это экономика открытых дверей. Китайские предприятия поощряют обмен опытом между китайскими и европейскими компаниями, но в то же время стремятся обрести собственный путь развития, который бы учитывал местные особенности и специфику регионального развития.

В становлении инновационной экономики Китая весьма существенную роль сыграли регионы. Инновационные проекты разрабатывались под специфику определенного региона, где уже функционировали СЭЗ. Регионы получили значительные инвестиции и налоговые льготы для привлечения инвестиций и технологий. К тому же, сложность масштабов применения новых технологий, затратность методов их внедрения в производство делает региональную инновационную политику особенно привлекательной, так как позволяет осуществлять контроль над производственными процессами, экономить финансы и развивать новые направления инновационной активности. Поставленные перед зонами развития задачи начали реализовываться в форме создания бизнес-инкубаторов, доработки НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе. Сегодня такие города как Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу являются ведущими центрами инновационного развития Китая, где сосредоточено высокотехнологичное производство как ведущих мировых компаний, так и наших отечественных.

Региональная политика в сфере инноваций, проводимая в рамках национальной инновационной стратегии Китая, ориентирована в основном на экспорт, что делает ее уязвимой к любым экономическим спадам. Поэтому после мирового финансового кризиса первоочередной задачей регионального развития Китая стало поощрение и укрепление внутреннего спроса, расширение точек сбыта продукции внутри страны, снижение зависимости от поставок комплектующих и энергоносителей из-за рубежа. В условиях ограниченности ресурсов для Китая жизненно важно использовать и развивать альтернативные источники энергии, открывать новые материалы, стимулировать развитие новых технологий, чтобы снизить затраты и зависимость от импорта ресурсов, стоимость которых выросла за последнее время. Преодоление данных проблем видится только сквозь призму единственно верного и стабильного курса развития – инновационного, который способен сделать нашу страну ведущим центром силы в позитивном смысле этого слова.

 

В техноцентре человеческих ресурсов

Значимую роль в структурном изменении промышленности Китая и переориентации ее на новый инновационный лад сыграли технопарки – технологические центры, объединившие на единой территории научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения. Наиболее эффективное развитие технопарков отмечается при их учреждении на территории специальных экономических зон (СЭЗ), которые получили достаточно широкое распространение в мировой хозяйственной практике. В технопарках ученые могут проводить исследования, преподавать в учебных заведениях, участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в производство. По сути, технопарки – это главные центры инноваций.

Главным стимулом, давшим толчок организации технопарков в Китае, стала общегосударственная научно-производственная программа Факел, нацеленная на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. Одним из направлений программы явилось создание зон развития новых и высоких технологий (или технопарков), которые способствуют развитию высокотехнологичного производства и продвигают продукцию на внешний рынок. Технопарки в КНР также начали организовываться на базе СЭЗ. Перед зонами были поставлены задачи по проведению фундаментальных исследований и разработке новых технологий на базе развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности. Программа Факел была запущена в 1988 г. и уже через 10 лет было учреждено 2500 предприятий, основанных на высоких и новых технологиях, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции.

Китайская модель создания технопарков в мировой практике получила определение как модель создания зон развития новой и высокой технологии. Технопарки Китая можно условно классифицировать на те, которые расположены в центральных районах (Пекин, Шеньян) и те, которые расположены в приморских районах (Шанхай, Хайнань). Например, высокотехнологичный парк Чжанцзян в Шанхае по своим масштабам и технологиям у многих ассоциируется с Силиконовой долиной. Отдельно можно выделить комплексную зону технопарков в Шеньчжене, особенностью которых является их экспериментальный характер.

Об особенностях китайской модели создания технопарков нам рассказал Wang Lei — специалист отдела международного обмена и кооперации в Пекинском административном комитете технопарка Чжунгуаньцунь:

— Важным ориентиром для перевода китайской промышленности на высокотехнологичное производство стали знаменитые слова Дэн Сяопина о том, что Китай должен развивать свои новые технологии для того, чтобы занять достойное место в области высокой науки и техники мирового уровня. Определяющую роль в структурном изменении промышленного производства сыграли первые технопарки, созданные в нашей стране в последние десятилетия XX века. В настоящее время в Китае насчитывается 120 зон освоения новых и высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения,137 сервис-центров по созданию новых предприятий.

 

Большой интерес с точки зрения организации деятельности зоны новых и высоких технологий представляет опыт развития технопарка Чжунгуаньцунь в Пекине. Территория технопарка составляет 232 км2, здесь сосредоточено 39 университетов, в том числе один из ведущих – Государственный Пекинский университет, 213 исследовательских институтов, а также крупнейшие в Китае Академия общественных наук и Академия инженерных наук. При создании технопарка Чжунгуаньцунь применялись модели организации Силиконовой долины, технопарка Синьчжу на Тайване, приглашались иностранные консультанты. Сегодня наш технопарк – это ведущий центр науки и высоких технологий.

На базе технопарка в Чжунгуаньцуне развивались более 2000 малых и средних высокотехнологичных предприятий. Среди них такие известные во всем мире компании как Lenovo и Aigo. Уникальность технопарка прежде всего в том, что малые и средние компании, созданные на его базе, носят в основном не государственный, а частный характер.

На территории парка расположен Пекинский муниципальный комитет, который осуществляет административные функции и дает рекомендации частным компаниям по продвижению промышленности. В настоящее время в технопарке Чжунгуаньцунь налоговая ставка как для иностранных, так и для китайских инвесторов составляет 23%. Для продвижения приоритетных для государства направлений промышленного производства в технопарке существует общественный бюджет. Основные средства из его фонда расходуются на продвижение приоритетных для государства направлений промышленности, таких как зеленые технологии, энергосберегающие, ICT, биомедицина, биотехнологии, новые материалы и новые энергии, перспективные технологии. Использование финансов общественного бюджета осуществляется по двум моделям:

1.            используются как венчурный капитал с долевым участием венчурных компаний;

2.            используется дифференцированный подход в предоставлении финансовой поддержки компаний.

Технопарк Чжунгуаньцунь по праву считается центром человеческих ресурсов. Ежегодно 200 тыс. выпускников готовы применить свои навыки и знания в производстве инновационной продукции. Молодые специалисты могут подать заявку по программе НИОКР в Комитет науки и высоких технологий и после отбора по технологичной значимости проекта им предоставляются финансы из общественного бюджета для проведения инновационных разработок. Ежегодно на программу НИОКР расходуется 15% финансовых средств из общественного бюджета технопарка.

Государственная поддержка технопарков не ограничивается лишь финансовой составляющей. В Китае также широко распространена практика создания бизнес-инкубаторов на базе технопарков. Администрация технопарков оказывает значимую техническую, деловую, консультативную поддержку молодым инноваторам в открытии собственного предприятия, предоставляет на льготных условиях офисные площади и импортное оборудование. Это избавляет предпринимателей от текущих административных расходов и позволяет сконцентрироваться непосредственно на производстве своей инновационной продукции. Подобная модель создания малых предприятий на базе технопарков за счет мощной государственной поддержки доказала свою эффективность и берется на вооружение многими государствами, стоящими у истоков инновационного развития».

Таким образом, мы видим, что деятельность технопарков становится одним из центральных элементов в национальной стратегии Китая по переходу к экономике инноваций. Причем тесная кооперация усилий технопарков и государства создает качественную платформу для генерации новых инновационных идей и роста высокотехнологичного производства. Стремительное развитие китайских технопарков способствовало привлечению в КНР венчурного капитала. В конце 2004 года в Китае насчитывалось более 180 различных венчурных инвестиционных компаний, из них 90% — правительственные, 8% — иностранные, а остальные 2% — совместные. Общая сумма их капиталовложений превысила 30 млрд. юаней (более $3,5 млрд.). Все показатели, характеризующие уровень развития Китая в сфере инноваций, демонстрируют ежегодный рост. Основными инвесторами в сферу НИОКР являются частные предприятия, а не государственные структуры. Расходы малых и средних предприятий в бизнес-НИОКР на порядок превышают средства, выделяемые правительством. Заметен рост спроса на отечественное оборудование и технологии, что также свидетельствует о расширении внутреннего рынка сбыта новой высокотехнологичной продукции.

В опубликованных «Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники (2006-2020 годы)» отмечается «заметное усиление способности к самостоятельной инновационной научной деятельности» и делается прогноз, что «к 2020 году доля капитало-вложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5%; более чем до 60% вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; до 30% снизится внешняя техническая зависимость». Правительство Китая уже приступило к поэтапному претворению этих планов в жизнь, разрабатывая и реализуя государственные программы в области развития НИОКР. Главная цель данных программ — создать государство с инновационно-ориентированным обществом, а в перспективе выйти в мировые лидеры в области науки и высоких технологий. Так, если в 1985 г., согласно данным ЮНИДО, Китай не входил даже в двадцатку стран, экспортирующих высокотехнологичную продукцию, то уже в 1998 г. страна уверено удерживала 11 строку в данном рейтинге. Вплоть до 2003 г. Китай являлся в основном импортером высокотехнологичной продукции. Ситуация изменилась уже в 2004 г., когда экспорт высокотехнологичной продукции превысил импорт и стал важной статьей внешней торговли страны. Доля мирового экспорта высокотехнологичной продукции Китая увеличилось с 6,6% в 1995 г. до 27,2% в 2008 г.

 

Шанхайское чудо

Шанхай — один из городов центрального подчинения в Китае. По логике вещей это значит, что Шанхай — провинция. Но, впервые оказавшись в этом городе, с этим едва ли можно согласиться. Действительно, Шанхай удивляет своими небоскребами, уровнем жизни, а также темпами развития бизнеса и промышленности, особым очарованием культуры, сочетающей в себе колорит Запада и Востока. Большое внимание местными властями уделяется современному градостроительству с использованием новых технологий для улучшения качества жизни шанхайцев, что вполне соответствует лозунгу Всемирной выставки Экспо 2010 в Шанхае: «Лучший город — лучшая жизнь». Во время пребывания в Шанхае нам удалось посетить эту грандиозную выставку, позволившую глубже познакомиться с Китаем, страной высоких технологий и инноваций.

Всемирная выставка Экспо 2010 – это важная платформа для показа исторического опыта каждой страны, обмена творческими идеями, отражение духа нации, смотрящей в будущее. Сосредоточие инновационных решений и средств культурного взаимодействия для проектирования города будущего – так можно охарактеризовать увиденное на Экспо 2010 в Шанхае. Каждое государство представляет свой павильон-экспозицию города будущего. Конечно, выставка в первую очередь позволила Китаю, как развивающейся стране, показать свои достижения. Лейтмотивом выставки стал поиск концептуальных решений для преодоления проблем сокращения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, создания энергосберегающих технологий, развитие инноваций. Территория выставки оснащена самой передовой инфраструктурой. Выставка уже стала выдающимся международным событием, предоставившим широкие возможности для межкультурных коммуникаций.

Павильоны на Экспо 2010 в Шанхае представили также крупные компании, занятые в сфере высокотехнологичного производства. Среди них: Aurora Pavilion, China Railway Pavilion, China Oil Pavilion, Cisco Pavilion, Coca Cola Pavilion, PICC Pavilion, Shanghai Corporate Pavilion, Space Home Pavilion, State Grid Pavilion, China Aviation Pavilion, Information and Communication Pavilion. Компании продемонстрировали собственные разработки и технологии по совершенствованию инновационного потенциала производственного процесса. Все разработки нацелены на сохранение ресурсов, экологической среды, утилизацию отходов, использование новых источников энергии.

На выставке Экспо 2010 в Шанхае нам также удалось посетить экспозицию Узбекистана. Павильон Узбекистана легко узнаваем по национальному оформлению, а звучный слоган «Узбекистан: перекресток цивилизаций» еще больше подчеркивает богатый колорит узбекской культуры. Экспозиция состоит из шести секций, которые представляют Узбекистан как сердце Центральной Азии и перекресток различных цивилизаций. В экспозиции сочетаются традиции и современность. Экспозиция знакомит с экономическим и инвестиционным потенциалом республики, ролью государства в улучшении качества жизни в городах и сельских населенных пунктах, древним и вечно молодым Ташкентом – современным мегаполисом и международным центром. Наблюдая за тем, с каким восхищением посетители выставки рассматривали узбекский павильон, мы испытали чувство неподдельной гордости за свою родину.

Путешествуя по Шанхаю, мы убедились, что город знаменит не только своей оригинальной архитектурой и всемирной выставкой. Шанхай – это важный промышленный центр Китая, где активно развиваются автомобилестроение, судостроение, металлургия, нефтехимическая промышленность, биоинженерия, информационные коммуникации, текстильная отрасль, нанотехнологии. Причем каждая отрасль промышленности стремится привнести в производство собственной продукции элемент инноваций. О шанхайском опыте переориентации промышленности на новый инновационный, высокотехнологичный уровень с нами поделился доктор экономических наук Lu JungRong, профессор Института национальной экономики при Шанхайской академии общественных наук:

— Для промышленности Шанхая характерны такие проблемы, как высокая стоимость труда, земли, внешних ресурсов. Переход на высокотехнологичное производство позволил шанхайской промышленности в некоторой степени снизить остроту данных проблем. В 2009 г. муниципальные власти города разработали и утвердили программу технологического развития Шанхая, которая сыграла заметную роль и в преодолении последствий мирового финансового кризиса. В соответствии с данной программой, 2012 год будет объявлен в Шанхае годом высоких технологий. В течение последующих 15 лет основными направлениями промышленности Шанхая должны стать нефтехимическая обрабатывающая (новое направление, основанное на силиконовом производстве), металлургия, машиностроение, инновации, космическая, авиационная и электронная промышленности.

В Шанхае, также как и в большинстве городов Китая, значимую роль во внедрении в производство высокотехнологичных инноваций играют государственные компании. Именно они инициируют создание новых технологий производства, оборудования, энергосберегающих материалов. Наиболее крупными госкомпаниями, производящими оборудование для производства ветровой и атомной электроэнергии, являются Shanghai electronic motor company, BaoGang steel company, Shanghai Zhenghua heavy industry co. Начиная с 2000 г. ежегодный прирост высокотехнологичной промышленности в Шанхае составляет 10%. Это достигается во многом благодаря созданной в городе инфраструктуре и благоприятному инновационному климату. В Шанхае существуют специальные инвестиционные зоны, основная цель которых — содействовать созданию специальных центров развития инноваций и высоких технологий. Среди таких инвестиционных зон особо следует выделить зону Пундун, экономическую и технологическую зону Хунцяо, парк высоких технологий Джандзянган, зону Вайгаоцяо. На базе данных зон реализуется множество экспериментальных инновационных проектов с участием как государственного, так и иностранного капитала. Зоны тесно взаимодействуют с университетами и научно-исследовательскими организациями, которые контролируют процесс производства новой инновационной продукции. Все инвестиционные зоны находятся в юрисдикции шанхайского муниципалитета.

Одним из наиболее впечатляющих результатов инвестиционных зон стал проект TFT, инвестируемый Microelectronics Co. Ltd (30%), Catic Shenzhen Group (21%), Shanghai Zhang Jian Group Co., Ltd (20%), Shanghai State-owned Property Management Co. Ltd (19%) и Shanghai Industrial Investment Co. Ltd (10%). Проект реализуется в технопарке Джандзянган в Шанхае и предусматривает производство жидкокристаллических дисплеев и модулей, используемых в переносном оборудовании, автомобильных, промышленных дисплеях, в портативных DVD и играх, производстве ITO стекол, цветных фильтрах, подсветках, автоматике. TFT проект относится к высокотехнологичному производству и поощряется правительством КНР. Шанхай – это также сосредоточие 300 мировых транснациональных компаний: «Дженерал Электрик» «Дженерал Моторс», «Форд», «Сименс», «Фольксваген», «Байер», «Мицубиси», «Панасоник – все они переносят производство в нашу страну.

 

Итоги и выводы

Для Узбекистана, обладающего большим научным и производственным потенциалом для модернизации всех отраслей промышленности, а в перспективе перевода их на новый инновационный лад, опыт китайской модели развития инноваций может оказаться весьма интересным.

Стремительный рывок Китая к инновационной модели развития экономики во многом стал возможным благодаря продуманной поэтапной стратегии внедрения инноваций, которая в относительно короткие сроки вывела страну в лидеры высокотехнологичного производства. Достижения инновационной политики Китая очевидны:

*             предприятия как главные субъекты рынка не боятся рисковать и внедряют в производство инновации, выводя его на новый высокотехнологичный уровень;

*             в Китае больше чем в какой-либо другой стране мира крупных успешных компаний, использующих инновации. Платформой для создания данных компаний стала широкая государственная поддержка;

*             национальная стратегия инновационного развития основана на региональной политике внедрения инноваций и высокотехнологичного производства. В регионах Китая создавались СЭЗ, привлекались иностранные инвестиции, поощрялись инновационные технологии – все это легло в основу китайской модели инновационной экономики.

*             быстрыми темпами развиваются малые технологические фирмы. Большинство из них было образовано на базе технопарков и бизнес-инкубаторов, в которые государство вложило значительные средства;

*             доступ к западным технологиям способствует быстрорастущему экспорту китайского капитала, сопровождающемуся внешними слияниями и поглощениями иностранных компаний;

*             большие перспективы открывает широкая интеграция ведущих научно-исследовательских учреждений и вузов с крупнейшими промышленными предприятиями.

Создание инновационной экономики – процесс, способствующий развитию не только экономики и науки. Он гораздо масштабнее и охватывает сферы государственного строительства, образования, культуры. Вместе с тем, в КНР есть осознание того, что национальная инновационная стратегия требует определенной корректировки в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Медленное изменение модели экономического роста, высокая энерго- и материалоемкость производства, усиление загрязнения окружающей среды, проблемы трудоустройства, дисбаланс инвестиций и потребления – это те проблемы, которые придется преодолевать не только Китаю, но и многим развивающимся странам, встающим на путь инновационного развития. И чем дальше по нему будет продвигаться страна на пути к инновациям, тем большую роль будет играть международное научно-техническое сотрудничество.

Показатель биржевого индекса «UCI»
Highcharts Example