КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 9411.30 +15.67
1 EUR = 10421.13 +60.57
1 RUB = 146.51 +3.55
1 GBP = 11764.13 +225.36
1 JPY = 87.09 -0.8
1 AFN = 120.23 0
1 AMD = 19.81 +0.04
1 AED = 2562.57 +4.33


Фото: Мухтор Шоназаров

Мировой опыт показывает, что наиболее успешными в преодолении внешних вызовов являются страны, чьи правительства осуществляют комплексные меры по поддержке частного сектора и созданию благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса. Совершенствование бизнес-климата и создание благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства входит в число приоритетов экономической стратегии Узбекистана. Не случайно первым программным документом главы нашего государства Шавката Мирзиёева стал подписанный им Указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», что свидетельствует о самом пристальном внимании, уделяемом руководством страны развитию данной сферы.

Указ направлен, прежде всего, на дальнейшее усиление правовой защиты частной соб­ственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности республики и свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере. В качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов закрепляется «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».

Необходимо подчеркнуть, что за короткий период приняты три закона Республики Узбекистан, более 20 указов и 25 постановлений Президента, направленные на улучшение делового климата в стране и развитие предпринимательской деятельности. В рамках Государственной программы по реализации Стратегии дей­ствий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека было реализовано более 60 мероприятий по совершенствованию деловой среды и поддержке предпринимательства.

Эффективность принятых за последний год мер по улучшению делового климата подтверждает и последний выпуск международного отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса». Согласно опубликованному 31 октября 2017 года докладу «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест», Узбекистан занял 74-е место среди 190 стран, улучшив свой рейтинг сразу на 13 позиций по сравнению с прошлым годом. Более того, наша страна уже третий год подряд входит в первую десятку стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса. Проводимые реформы позволили Узбекистану стать лидером среди стран Европы и Центральной Азии по улучшению деловой среды и упрощению условий ведения бизнеса.

Президент Всемирного банка Джим Ён Ким на встрече с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиё­евым в Нью-Йорке отметил, что проводимые в Узбекистане меры по совершенствованию банковско-финансовой системы послужат дальнейшему улучшению благоприятной деловой среды и инвестиционного климата.


 

В письме Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву Президент Всемирного банка Джим Ён Ким особо отметил:

«В особенности хочу еще раз поздравить Вас с Вашим видением и деятельностью по трансформации Узбекистана в современную экономику с динамичным частным сектором, в которой экономический рост имеет инклюзивный и устойчивый характер…
Я впечатлен Вашей персональной приверженностью диверсификации и повышению продуктивности сельскохозяй­ственного сектора с акцентом на развитие плодоовощевод­ства и животноводства. Ваши решительные шаги по улучшению оплаты труда сборщиков хлопка и устранению ранее использовавшихся трудовых практик восприняты очень позитивно».


Сегодня существует большое количество международных исследований, изучающих различные социально-экономические и экологические процессы и состояние экономик в различных странах. Например, «Отчет о глобальной конкурентоспособности» («Global Competitiveness Report») основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опросов руководителей организаций, которые проводятся Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в анализируемых 138 странах. В отчет включается подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формирования политики экономического развития и ключевых реформ.

Другим интересным исследованием является «Глобальный мониторинг предпринимательства» («Global Entrepreneurship Monitor»), составляемый Лондонской Школой Бизнеса и оценивающий предпринимательскую деятельность в национальном контексте более 100 стран.

Немаловажным является и «Индикатор глобального управления» («Worldwide Governance Indicators») Всемирного банка, одним из индикаторов которого является эффективность правительства, оценивающего восприятие качества предоставляемых государственных услуг. Также Всемирным банком составляются «Глобальные индикаторы по регулированию управления» («Global Indicators of Regulatory Governance»), оценивающие 185 стран по уровню вовлеченности граждан и субъектов предприниматель­ства в процесс формирования и обсуждения нормативно-правовых актов.

Отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса» («Doing Business») является наиболее авторитетным, международно признанным и самым цитируемым исследованием. Ежегодно 190 стран мира конкурируют между собой в создании наиболее благоприятных условий ведения бизнеса в своей юрисдикции. Зарубежные инвесторы и партнеры учитывают условия ведения бизнеса, ориентируясь на данное исследование при принятии инвестиционных решений.


 

Старший директор Всемирного банка по экономике развития Шанта Девараждан:

«Государственная политика играет решающую роль в создании стимулов для регистрации, ведения хозяйственной деятельности и расширения бизнеса малых и средних предприятий. Государства во всем мире все чаще обращаются к докладу «Ведение бизнеса» для получения объективных данных для подкрепления своих действий. Кроме того, тот факт, что «Ведение бизнеса» является прозрачным и широко доступным документом, означает, что граждане могут привлекать государства к ответственности за проведение реформ на благо предприятий, домохозяйств и общества в целом».


Проект Всемирного банка «Ведение бизнеса»

Рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» был основан в 2002 г. как результат исследования «Regulations of Entry», опубликованного в ежеквартальном Оксфордском журнале по экономике. В этой работе, на основе изучения восьмидесяти пяти стран, была представлена информация о процедурах, которые должны пройти создаваемые субъекты предпринимательства, прежде чем начать свою деятельность на законных основаниях. В настоящее время группой Всемирного банка публикуется ежегодный доклад «Ведение бизнеса», в котором выставляются рейтинги по 190 странам мира. В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности, оцениваются нормативные акты, регулирующие деятельность бизнеса на протяжении всего его жизненного цикла. Публикация докладов с выставлением рейтингов не только обеспечивает специалистов определенными измеримыми ориентирами для планирования реформ, но и стимулирует правительства к совершенствованию процедур регулирования бизнеса в своем государстве.

Исследования «Ведение бизнеса» не только указывают на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но и определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны.

Первый доклад «Ведение бизнеса», опубликованный в 2002 году, охватывал 5 наборов показателей по 85 странам. Доклад «Ведение бизнеса 2018: Реформирование для создания рабочих мест» является 15-ым выпуском и охватывает анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла по 190 странам. Десять из этих индикаторов были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса.

Составление доклада осуществляется в два этапа: анализ нормативных правовых актов, включая произошедшие изменения с момента предыдущего доклада, и опрос предпринимателей.

К проведению опроса привлекается более 8 000 местных экспертов, в том числе юристы, бизнес-консультанты, бухгалтеры, экспедиторы и чиновники. Для сопоставимости данных авторы сформулировали для каждого индикатора определенную типовую ситуацию, в рамках которой и оценивается порядок действий предпринимателей или связанных с ними лиц.

В расчет берется город, являющийся крупнейшим деловым центром в стране (для Узбекистана – это Ташкент). В 11 странах данные собираются также для второго по величине бизнес-центра. Таким образом, формирование рейтинга государств осуществляется на основе простоты ведения бизнеса в их крупнейших мегаполисах, что многие эксперты считают недостаткам анализа, как и тот факт, что исследование не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы стран.

Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Рейтинг имеет 190 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны в рейтинге определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора. Рейтинг для всех стран составлен по состоянию на июнь 2017 года.

Основные результаты исследования 2017 года показали, что предприниматели в 119 странах отметили улучшение местного законодатель­ства в предыдущем году.

С июня 2016 г. по июнь 2017 г. зафиксировано 264 реформы в сфере регулирования бизнеса. Из чис­ла реформ, направленных на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм, наиболее распространенными в 2016-2017 годах были реформы в областях «Создание предприятий» и «Получение кредитов». Следующими по популярности были реформы в сфере «Международная торговля».

Далее мы рассмотрим коротко каждое из тематических направлений исследования «Ведение бизнеса» и проводимые реформы, нацеленные на улучшение делового климата в Узбекистане.

1. «СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ» – индикатор, учитывающий все процедуры, которые должен пройти предприниматель, приступающий к созданию промышленной или торговой компании в соответствии с требованиями законодательства или общепринятой практикой, а также сроки и затраты для выполнения таких процедур и минимальный размер уставного капитала. Эти процедуры охватывают процессы, необходимые для получения всех нужных лицензий и разрешений, оформление всех требуемых уведомлений, удостоверений и регистраций в соответствующих органах в отношении предприятия и его сотрудников.

По результатам анализа законов, нормативных актов и общедоступной информации, касающейся создания предприятий, составляется подробный перечень процедур с указанием сроков и затрат, необходимых для прохождения каждой процедуры в обычных условиях, а также требования о минимальном размере уставного капитала. Затем местные юристы, нотариусы и государственные чиновники проверяют и подтверждают эти данные.

Отметим, что Стратегией действий по развитию Узбекистана в 2017-2021 гг., утвержденной Указом Президента Узбекистана от 07.02.2017 г., поставлена задача по обеспечению повышения международного рейтинга страны в исследовании Всемирного банка «Doing Business». Новый механизм регистрации предприятий положительно отразился в новом исследовании «Doing Business-2018» по индикатору «регистрация бизнеса». Благодаря коренному совершенствованию порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, Узбекистан занял 11-е место, опередив по данному направлению такие развитые страны, как США, Япония, Франция, Германия, Италия, Испания, Дания и другие.

Согласно Правительственному решению от 9 февраля 2017 года № 66 о мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года №ПП–2646, направленного на совершенствование системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, установлен концептуально новый порядок регистрации субъектов предпринимательства – юридических и физических лиц.

Так, с 1 апреля 2017 года в нашей стране были внесены изменения, а также признано утратившими силу 62 нормативно-правовых акта, регулирующих процедуру государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

С февраля центры «одно окно» определены единым регистрирующим органом для всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и кредитных бюро. Функции Государственного комитета по статистике по резервированию фирменного наименования, Государственного налогового комитета по регистрации индивидуальных предпринимателей, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности, а также Министерства юстиции по регистрации предприятий с иностранными инвестициями, страховщиков и страховых брокеров, аудиторских организаций, организаций налоговых консультантов, бирж, ломбардов, инвестиционных фондов, рынков и иных субъектов предпринимательства передаются 194 центрам «одно окно».

С апреля 2017 года регистрация бизнеса осуществляется в режиме реального времени в течение 30 минут с момента направления заявления, за исключением двух случаев – увеличения уставного фонда и перехода доли (вклада) учредителей, регистрация которых осуществляются в течение 16 рабочих часов.

Заявление на государ­ственную регистрацию, а также перерегистрацию бизнеса можно подавать одним из двух способов – через автоматизированную систему регистрации, функционирующую в режиме 24/7, интегрированную в my.gov.uz, либо в случае отсутствия у заявителя доступа к сети Интернет – обратившись по месту регистрации явочно в центры «одно окно», функционирующие во всех районах и городах рес­пуб­лики.

При регистрации юридического лица количество представляемых документов сокращено с 6 до 2, для индивидуальных предпринимателей количество необходимых документов сокращено с 7 до 1 (необходимо представить только заявление).

Важно отметить, что процедура регистрации через Единый портал – my.gov.uz, посредством автоматизированной системы, имеет ряд преимуществ по сравнению с явочным обращением.

Индивидуальные предприниматели могут подавать заявления о временном приостановлении или возобновлении своей деятельности через автоматизированную систему, что содействует упорядочению и снижению рисков ИП, связанных с неуплатой налогов. Субъект предпринимательства сможет единовременно уведомлять все соответствующие уполномоченные государ­ственные органы, включая лицензирующие и т.п. посредством автоматизированной системы об изменении его адреса (места нахождения, места жительства), что исключит необходимость направления отдельных уведомлений государственным органам. Также отменяется требование о публикации в печатных средствах массовой информации сообщения о реорганизации, которое достаточно будет опубликовать на Едином портале для ознакомления кредиторов, что также снижает издержки предпринимателей.

Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации бизнеса. Так, в ходе заполнения запроса на регистрацию указываемые сведения автоматически проверяются по соответствующим базам данных автоматизированной системой.

2. «ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО». Учитываются процедуры, которые должна пройти строительная компания, чтобы построить складское помещение, рассматриваются процедуры, необходимые для того, чтобы обеспечить подключение к сети водоснабжения и канализации, а также процедуры регистрации имущества, чтобы оно могло быть передано другой стороне или использовано в качестве залога.

Сбор информации осуществляется посредством вопросника, распространяемого среди специалистов по лицензированию в сфере строительства, включая архитекторов, инженеров-строителей, юристов по вопросам строительства, строительных компаний, поставщиков коммунальных услуг и государственных служащих, занимающихся вопросами регулирования строительной деятельности, в том числе вопросами утверждения и выдачи разрешений, а также проведения инспекций.

Благодаря введению в Узбекистане с начала 2016 года нового порядка предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности на основе конкурса, значительно упрощен порядок получения разрешительных документов на всех этапах строительства, от стадии подготовки проектной документации до ввода объектов в эксплуатацию. В результате количество процедур, необходимых для получения земельных участков и разрешения на строительство, сокращено с 23 до 17. Это отразилось на повышении рейтинга страны на 12 позиций по показателю «Получение разрешений на строительство».

Ранее процесс получения земельного участка и разрешения на строительство состоял из 23 процедур и занимал 176 дней. Внедрение системы услуг центров «одно окно» по всей республике и реализация ряда нормативно-правовых актов значительно облегчили процесс получения разрешительных документов на всех этапах строительства для предпринимателей страны.

Получение земельного участка предпринимателем. На основании принятого Постановления Кабинета Министров №285 от 7 октября 2015 года юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности земельные участки в населенных пунктах площадью до 1,0 гектара предоставляются в постоянное пользование на основе конкурса. Данный конкурс заключается в том, что предпринимателю в случае победы необходимо пройти всего 7 процедур для получения земельного участка и разрешений на строительство.

Новое Положение позволяет значительно сократить сроки и количество процедур для предпринимателя (с 55 до 10 рабочих дней).

Разрешение на строительство. Процедура получения разрешения на строительство также упрощена.

Предприниматель после получения проектно-сметной документации подает заявление на получение разрешения на проведение строительно-монтажных работ в любой центр «одно окно», функционирующий в республике.

3. «ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ». Учитываются процедуры, которые должно пройти предприятие, чтобы на постоянной основе подключить складское помещение к системе электроснабжения и обеспечить поставку электроэнергии.

Такие процедуры включают в себя подачу заявлений и заключение договоров с энергетическими предприятиями, получение всех необходимых разрешений от распределительных сетей и других учреждений, проведение необходимых инспекций, а также выполнение всех внешних работ по подключению, получение завершительных актов и окончательную поставку электро­энергии. Исследование разделяет процесс подключения к системе электроснабжения на отдельные процедуры и определяет время и стоимость прохождения каждой их них.

Установление с 1 января 2016 года в Узбекистане нового порядка подключения субъектов предпринимательства к электрическим сетям на условиях «под ключ» способствовало упрощению административных процедур, требующих непосредственного участия при этом субъектов предпринимательства. Если раньше при подключении к системе электроснабжения предпринимателям требовалось проходить 7-10 инстанций, то сегодня для этого достаточно обратиться в центры «одно окно» с одним заявлением. Все остальные шаги осуществляются службами территориальных предприятий электрических сетей без участия заявителей.

Реализация данного ново­введения повысила позиции Узбекистана в международных бизнес-рейтингах. В результате по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Узбекистан поднялся на 56 позиций и занял 27-е место в рейтинге, опережая по данному индикатору такие страны, как США, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания, Латвия, Турция, Казахстан, Канада, Израиль и другие.

Согласно принятому Постановлению Кабинета Министров от 2 октября 2015 г. №280, большинство работ по подключению осуществляется электроснабжающими предприятиями. В область компетенции последних также входят работы по проектированию, осуществлению строительно-монтажных, режимно-наладочных и других работ с возможностью привлекать специализированные организации на субподрядной основе.

Новый порядок подключения «под ключ» также дей­ствует и для подключения субъектов предпринимательства к газовым сетям.

4. «РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ». Учитываются процедуры, которые должны быть выполнены компанией (покупателем), чтобы приобрести имущественный объект у другой компании (продавца), а также для передачи права собственности покупателю, чтобы покупатель мог далее использовать данное имущество для расширения своей деятельности или в качестве залога при получении кредитов, либо для продажи имущества другой компании.

Кроме того, исследование «Ведение бизнеса» также оценивает качество системы управления земельными ресурсами в каждой стране. Индекс качества системы управления земельными ресурсами включает в себя пять критериев: надежность системы управления земельными ресурсами, прозрачность системы управления земельными ресурсами, охват системы управления земельными ресурсами, разрешение правовых споров и равный доступ к праву соб­ственности.

В нашей стране регистрация собственности также осуществляется через центры «одно окно». Узбекистан по индикатору «Регистрация собственности» укрепил свои позиции, заняв 73-е место в мировом рейтинге.

С учетом положительного опыта в 2017 году количество государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», увеличено в 2 раза – с 16 до 34 видов.

5. «ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТОВ». По первому набору показателей оцениваются законные права заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам, а по второму – прак­тика обмена кредитной информацией.

Первый набор показателей измеряет наличие определенных возможностей, которые облегчают предоставление займов в рамках существующего законодательства о залоговом обеспечении и несостоятельности (банкротстве).

Второй набор оценивает объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через поставщиков услуг кредитной отчетности, таких как кредитные бюро или кредитные реестры.

Данные о законных правах заемщиков и кредиторов собираются путем опроса юрис­тов, специализирующихся на финансовых вопросах, и проверяются путем анализа законодательных и нормативных актов, а также соответствующей информации по залоговому обеспечению и банкротству из общедоступных источников. Результаты исследования верифицируются посредством дополнительных интервью с респондентами, а также посредством взаимодействия с третьими сторонами и изучения сведений из общедоступных источников. Для подтверждения данных исследования проводятся путем проведения телеконференций или локальных визитов во всех странах.

Индекс действенности законных прав измеряет, в какой степени законодательство о залоговом обеспечении и банкротстве защищает права заемщиков и кредиторов и тем самым способствует кредитованию. Для каждой страны, во-первых, определяется, существует ли наличие единой системы обеспеченных сделок. Далее используются два сценария (случай А и В) для определения того, как невладельческий обеспечительный интерес создается, обнародуется и вступает в законную силу в соответствии с законодательством. Особое внимание уделяется тому, как работает залоговый реестр.

По показателю «Индекс юридических прав» количество баллов Узбекистана осталось без изменений по сравнению с предыдущим годом – 6 баллов из максимально возможных 12. Для получения оставшихся 6 баллов и занятия лидирующих позиций по индикатору «Получение кредитов» проводятся реформы сделок под обеспечение путем внесения соответ­ствующих изменений в Гражданский кодекс, Закон «О залоге» и другие законы. Сделки под обеспечение залогом, лизинг, продажа с сохранением права собственности и другие играют важную роль в экономике в целом и, в частности, в развитии малого бизнеса, высвобождая скованный в имуществе капитал, упрощая привлечение финансирования и создавая условия для его ответственного использования.

По показателю «Индекс глубины кредитной информации» сумма набранных Узбекистаном баллов также не изменилась по сравнению с прошлым годом и осталась на уровне 7 баллов из 8 возможных. В других странах СНГ (Беларусь, Латвия и Молдова) данный показатель ниже, за исключением Армении, Грузии и Литвы, которые получили 8 из 8 баллов, так как в этих странах кредитные бюро дополнительно собирают и предоставляют информацию от нефинансовых организаций (операторы мобильной связи, торговые предприятия и прочие).

6. «ЗАЩИТА МИНОРИТАРНЫХ ИНВЕСТОРОВ». Оценивается степень защиты миноритарных акционеров в случае конфликта интересов на основе одной группы показателей, а также прав инвесторов в корпоративном управлении – на основе других показателей. Данные собираются путем опроса юристов, специализирующихся на корпоративном праве и операциях с ценными бумагами, и базируются на анализе правовых актов о ценных бумагах, законодательства о компаниях, гражданско-процессуальных кодексов и судебных правил в отношении доказательств.

Защита акционеров от конфликта интересов. Индекс защиты акционеров от конфликта интересов оценивает степень защиты инвесторов в случае противоправного использования директорами активов компании для извлечения личной выгоды по 3 аспектам регулирования конфликта интересов: прозрачность сделок между заинтересованными лицами, способность акционеров возбудить производство в судебном порядке в отношении должностных лиц и директоров за проведение операций в своих интересах, доступ акционера-истца к документам по делу и распределение затрат на юридические услуги во время судебного разбирательства. Чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам, используется ряд предположений о компании и сделке.

Права акционеров в корпоративном управлении. Индекс акционерного управления рассматривает 3 различных аспекта эффективного корпоративного управления: права и роль акционеров в решении главных корпоративных вопросов, гарантии управления, защищающие акционеров от неправомерного воздействия на совет директоров и других нарушений, и корпоративная транспарентность в отношении размера долей акционеров, компенсаций, аудита и финансовых перспектив. Индекс также оценивает, насколько соответствующие права и гарантии доступны компаниям с ограниченной ответственностью.

Каждый год индикатор «Защита миноритарных инвесторов» отслеживает изменения, связанные с регулированием сделок между заинтересованными лицами и корпоративным управлением.

Все законодательные и нормативные изменения классифицируются как реформы, если они влияют на оценку, присвоенную стране по любому из 48 вопросов в шести показателях, касающихся защиты миноритарных инвесторов.

Реформы, влияющие на данные индикатора «Защита миноритарных инвесторов», включают принятие или внесение изменений в законодательство о компаниях, коммерческий кодекс, законодательство о ценных бумагах, гражданско-процессуальный кодекс, судебные правила, вынесение решения высшим судебным органом или издание правил фондовой биржей.

В Узбекистане проводится активная работа по усилению защиты прав и законных интересов инвесторов. Усиление требований к повышению прозрачности корпоративного управления и раскрытию информации о деятельности акционерных обществ, в том числе о начисленных и выплаченных вознаграждениях в пользу членов исполнительного органа, наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества, позволило Узбекистану подняться на 62-е место по индикатору «Защита миноритарных инвесторов».

7. «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ». Анализируются налоги и обязательные отчисления, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов и отчислений.

Показатель налоговых выплат отражает общее количество уплаченных налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты, частоту подачи отчетности и количество ведомств, задействованных в процессе, в стандартном случае рассматриваемой компании на второй год ее работы. Этот показатель включает в себя налоги, удерживаемые компанией, такие как налог с продаж, НДС и налоги на зарплату, уплачиваемые за счет сотрудников.

Количество платежей учитывает также электронную подачу отчетности. В странах, где допускается полная электронная подача деклараций и уплата определенного налога, и этой возможностью пользуется большинство предприятий средних размеров, для целей исследования считается, что такой налог уплачивается один раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще. В случае платежей, производимых через третьи стороны, для целей исследования учитывается только один платеж, даже если фактически платежи производятся чаще.

В случаях, когда подача отчетности и уплата двух или более налогов или отчислений осуществляются совместно с использованием одного и того же бланка, каждый из таких совместных платежей считается одной выплатой. Например, если подача отчетности и платежи по отчислениям на обязательное медицинское страхование и отчислениям на обязательное пенсионное обеспечение производятся одновременно, в количество платежей будет включено только одно из этих отчислений.

Вопросы упрощения налогового администрирования и снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства в центре внимания руководства нашей страны. Так, Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» от 18 июля 2017 года в качестве первого важнейшего направления реформирования налоговой системы определено широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства.

Завершение полного перехода на электронную форму сдачи налоговой отчетности и расширение практики дистанционной уплаты налогов позволили достигнуть значительного улучшения рейтинга страны по показателю «Налогообложение»: подняться с 138-го на 78-е место. По оценкам экспертов команды «Ведение бизнеса», уровень налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства в Узбекистане значительно ниже, чем в США, Австралии, Германии, Швеции, Турции, Китае и России.

Важным шагом в направлении упрощения налогового администрирования посред­ством внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, стало принятие Постановления

Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № ПП-3300 «О мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью». Согласно этому постановлению, для поэтапного внедрения системы автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн, с 1 января 2018 года будет запущен пилотный проект в Ташкенте, Нукусе и областных центрах с использованием от 500 до 1 000 контрольно-кассовых машин. При этом начиная с 1 июля 2018 года все юридические лица этих регионов, а с 1 декабря 2018 года все юридические и физические лица при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг будут проводить расчеты с населением в наличной денежной форме с обязательным применением онлайн-контрольно-кассовых машин.

8. «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ». Рассматриваются временные затраты и денежные расходы (за исключением тарифов) в отношении экспорта и импорта стандартизированного груза. Сбор данных о международной торговле осуществляется путем опросов, проводимых среди экспедиторских компаний, таможенных брокеров, администраций портов.

В общей стоимости не учитываются затраты на страхование и неофициальные платежи, не подтверждающиеся квитанциями. При представлении данных, респонденты переводят суммы, выраженные в местной валюте, в доллары США в соответствии с курсом обмена валюты, превалирующим на день проведения опроса. Респондентами являются эксперты частных предприятий по организации международной торговли, и они располагают информацией об обменном курсе и его колебаниях.

Оформление документов охватывает временные и финансовые затраты, необходимые для соблюдения требований к оформлению документов. При этом учитываются требования со стороны всех государственных органов страны происхождения товаров, страны назначения товаров и всех стран транзита. Такой подход позволяет учесть всю нагрузку, связанную с подготовкой пакета документов для осуществления внешнеторговой операции с учетом товара и торгового партнера, рассматриваемых в рамках исследования.

Все сведения, предоставляемые в электронном или бумажном виде по требованию любого государственного органа в связи с данной партией товара, считаются документами, полученными, подготовленными и представленными в процессе осуществления экспорта или импорта. Учитываются все документы, подготовленные экспедитором или таможенным брокером для типа товара и торгового партнера, рассматриваемых в рамках исследования, независимо от того, подлежат ли эти документы предоставлению в соответствии с требованиями закона или согласно сложившейся практике. При оценке временных и финансовых затрат на оформление необходимых документов учитываются любые документы, подготовленные и представленные в целях применения преференциального режима. Также учитываются любые документы, подготовленные и представленные исходя из ожидания, что они могут содействовать упрощению прохождения партии товаров.

Кроме того, при оценке времени и стоимости учитываются любые документы, подлежащие обязательному оформлению при экспорте и импорте товаров. Однако не учитываются документы, оформляемые только один раз. В рамках исследования «Ведение бизнеса» не учитываются затраты на оформление документов, которые необходимы для производства и продажи товаров на внутреннем рынке, например, сертификаты о соблюдении стандартов безопасности, которые могут потребоваться для продажи игрушек на внутреннем рынке. Исключением являются случаи, когда такие документы необходимо предъявлять государственным органам при осуществлении экспортных поставок.

9. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ». Оценивается эффективность судебной системы при разрешении коммерческого спора. Данные основаны на пошаговом отслеживании процесса рассмотрения коммерческого спора о продаже в местных судах. Сбор данных осуществляется путем анализа гражданско-процессуальных кодексов и других нормативных документов, регулирующих деятельность судебных инстанций, а также путем обследований, проводимых местными юристами, специализирующимися на судебных процессах, и судьями.

Данные относительно временных и финансовых затрат формируются исходя из поэтапного развития коммерческого спора. Данные собираются в отношении конкретного суда для каждого города, включенного в исследование, основываясь на исходной информации о деле, которая излагается ниже. В качестве «компетентного суда» рассматривается суд, которому подсудны споры с исковой стоимостью, равной 200 процентам дохода на душу населения в стране или $5 000, в зависимости от того, какой из этих показателей выше. В случае если существует больше чем один суд, который компетентен в качестве суда первой инстанции рассматривать дело, сопоставимое со стандартным делом, то данные собираются, учитывая тот суд, который стороны по делу будут использовать в большинстве случаев.

Временные затраты учитываются в календарных днях и рассчитываются с того момента, когда продавец принимает решение о подаче иска в суд, и до осуществления платежа. Учитываются как дни судебного разбирательства, так и периоды ожидания между ними.

Каждый год индикатор «Обеспечение исполнения контрактов» отслеживает изменения, связанные с эффективностью и качеством системы разрешения коммерческих споров.

Изменения в законах и нормативных актах, которые имеют какое-либо влияние на балл страны по сводному индексу качества системы судопроизводства, классифицируются как реформы. Примеры реформ, влияющих на индекс качес­тва системы судопроизводства, включают меры по внедрению электронной подачи искового заявления, создание хозяй­ственного суда или коллегии суда, внедрение специализированных систем для разрешения дел с небольшой суммой иска.

10. «РАЗРЕШЕНИЕ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ». Учитываются временные и финансовые затраты, а также конечный исход процесса разрешения неплатежеспособности, в котором все участники являются местными предприятиями.

Данные для индикатора «Разрешение неплатежеспособности» собираются при помощи опроса местных специалистов по вопросам неплатежеспособности и проверяются путем изучения законов и прочих нормативно-правовых актов, а также общедоступной информации о процедурах неплатежеспособности.

В каждой стране коэффициент возврата долга вычисляется, исходя из временных и финансовых затрат и конечного результата процесса разрешения неплатежеспособности. Чтобы обеспечить сопоставимость данных по времени, стоимости и результатам процедуры несостоятельности между странами, используется ряд предпосылок, касающихся характеристик предприятия и процедуры несостоятельности.

Время, необходимое кредиторам для удовлетворения своих требований, исчисляется в календарных годах. В рамках исследования «Ведение бизнеса» измеряется период времени, начиная с дефолта компании по своим обязательствам и заканчивая моментом выплаты банку задолженности в полном объеме или частично. Также учитываются возможные действия сторон, ведущие к увеличению длительности процесса, например, подача жалоб или ходатайств о продлении сроков, препятствующих продвижению дела.

Индикатор «Разрешение неплатежеспособности» ежегодно отслеживает изменения, относящиеся к эффективности и качеству режима неплатежеспособности. При учете реформ по индикатору «Разрешение неплатежеспособности» используются три критерия.

Во-первых, все изменения в законах и положениях, которые влияют на показатель страны в индексе эффективности нормативно-правовой базы, классифицируются как реформы.

Во-вторых, изменения, влияющие на время, стоимость и результат процедур по разрешению неплатежеспособности, также могут классифицироваться как реформы в зависимости от их значительности.

В-третьих, в некоторых случаях индикатор «Разрешение неплатежеспособности» учитывает в качестве реформ законодательные изменения, не имеющие прямого влияния на данные. Этот вариант, как правило, предусмотрен для изменений исключительного масштаба, таких как существенный пересмотр законодательства по разрешению корпоративной неплатежеспособности.

11. Проектом «Ведение бизнеса» также изучена методология нового индикатора «РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА», который в этом году не входит в основной рейтинг. В настоящее время во Всемирном банке проходят внутренние консультации о целесо­образности присуждения странам рейтинга по вновь вводимым индикаторам.

Индикатор изучает гибкость регулирования занятости, особенно в отношении таких сфер, как прием на работу, рабочее время и сокращение штата. Также измеряются аспекты качества рабочих мест, такие как наличие декретного отпуска, оплаченный отпуск по болезни и гендерное равноправие на рабочем месте.

Исследование «Ведение бизнеса – 2018» содержит данные по показателю «Регулирование рынка труда» в виде приложения. Доклад не содержит рейтинга стран по этому показателю, а также не включает эти данные в совокупный показатель удаленности от передового рубежа или рейтинг стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса. Данные о регулирование рынка труда основаны на детальном анкетировании по вопросам нормативно-правового регулирования трудовых отношений, проводимом среди местных юристов и государ­ственных служащих. Для того чтобы удостовериться в точности данных, изучаются законодательные и нормативные акты, касающиеся трудовых отношений, а также вторичные источники.

Чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам, используется ряд предположений о работнике и компании. Данные о занятости покрывают 3 аспекта: наем работников, режим рабочего времени и сокращение штата.

Издержки, связанные с сокращением штата, представляют собой расходы, связанные с выполнением требований о предварительном уведомлении и выплате выходных пособий при увольнении избыточного работника, выраженные в неделях заработной платы. В исследовании учитывается среднее значение требований о предварительном уведомлении и выплат выходных пособий, касающихся работника со стажем в один год, работника с 5-летним стажем и работника с 10-летним стажем. Один месяц отражается как 4 и ⅓ недели.

Каждый год индикатор «Регулирования рынка труда» отслеживает изменения в трудовом законодательстве. Например, изменения в отношении максимальной продолжительности контрактов с фиксированным сроком, регулирование работы в выходные дни, правила, регулирующие сокращения штата, срок уведомления и выходное пособие для сокращенного/уволенного работника, пособие по безработице и наличие законов, которые устанавливают требование равноправия полов при найме на работу и равенство в вознаграждении за труд равной ценности, согласно стандартам Международной организации труда.

Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования системе нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всеми миру.

В докладе, который отмечает свое 15-летие, говорится, что за время проведения мониторинга условий ведения бизнеса для отечественных малых и средних предприятий во всем мире проведено 3 188 реформ делового климата.

Мухтор Шоназаров,
заместитель директора – начальник управления 
Департамента мониторинга деятельности коммерческих банков
по финансовой поддержке 
субъектов предпринимательства 
Центрального банка Республики Узбекистан

Показатель биржевого индекса «UCI»
Highcharts Example