Для банков самым важным критерием является величина сбережений населения, которая служит одним из основных источником ресурсов для кредитования экономики.
Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан (далее – Концепция), утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5468 от 29 июня 2018 года, подразумевает снижение налогового бремени для физических и юридических лиц, упрощение системы налогообложения и совершенствование системы налогового администрирования. В частности, снижаются налоговые ставки, отменяются обязательные отчисления во внебюджетные фонды и т.д. Согласно кривой Лаффера, снижение налоговой ставки увеличивает базу (число) налогоплательщиков и, соответственно, доходы государственного бюджета. Но что это значит для банковского сектора?
Для банков самым важным критерием является величина сбережений населения, которая служит одним из основных источником ресурсов для кредитования экономики. Снижение налоговой ставки увеличивает доход налогоплательщиков, которые сберегают часть дохода, а часть расходуют. Величина доли сбережений в растущих доходах или предельная склонность к сбережению зависит от страны, культуры и других факторов. Чем выше данный показатель, тем охотнее население сберегает большую часть доходов. Ниже приведена сравнительная таблица уровня предельной склонности населения к потреблению (коэффициент потребления) и сбережению (коэффициент сбережения):
Таблица1. Склонность к потреблению и сбережению в разрезе стран
№ |
Страны |
Коэффициент потребления |
Коэффициент сбережений |
Германия |
0,88 |
0,12 |
|
Азербайджан |
0,78 |
0,22 |
|
Казахстан |
0,70 |
0,30 |
|
Индия |
0,68 |
0,32 |
|
Австралия |
0,37 |
0,63 |
|
Япония |
0,09 |
0,91 |
Источник: Всемирный банк, МВФ, Bloomberg
Как видно из данной таблицы, самой бережливой страной в мире является Япония, в которой население 91% дохода направляет на сбережения, включая банковские депозиты. В Казахстане и Индии население в среднем сберегает 30% прироста ежегодных доходов.
В случае Республики Узбекистан расчеты, основанные на данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, свидетельствуют о том, что за период 2016-2017 гг. на 1 сум прироста доходов населения приходится 0,66 сум прироста частного потребления и 0,34 сум прироста сбережений населения (Таблица 2).
Таблица 2. Коэффициент сбережений (доля растущего дохода, направленная на сбережения) для Республики Узбекистан
|
2016г. |
2017г. |
Коэффициент сбережений |
Валовой внутренний продукт (млрд. сум) |
197 871,6 |
249 136,4 |
0,34 |
Частное потребление населения (млрд. сум) |
78 867,4 |
105 767,8 |
Источник: Госкомстат Республики Узбекистан
В документе №УП-5468 от 29.06.2018г. указано, что, начиная с 1 января 2019 года, вводится единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 12%, а также отменяются страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд.
Рассмотрим как это отразится на текущих доходах граждан:
Таблица 3. Расчет подоходного налога и других отчислений за январь-декабрь 2018 г. (в сумах)
|
Доход |
Ставка налога (%) |
Начисленный налог |
Другие отчисления |
Шкала 1 |
2 066 880 |
0 |
0 |
|
Шкала 2 |
8 267 520 |
7,5 |
620 064,0 |
|
Шкала 3 |
8 265 600 |
16,5 |
1 363 824,0 |
|
Шкала 4 |
0 |
22,5 |
0 |
|
ИНПС |
|
|
-330 662,4 |
330 662,4 |
Пенсионный фонд |
|
|
|
1 488 000,0 |
Итого |
18 600 000 |
|
1 653 225,6 |
1 818 662,4 |
Кроме налогов, налогоплательщик платит еще два отчисления: обязательные отчисления в Пенсионный фонд и в Индивидуальный накопительный пенсионный счет (ИНПС), где сумма последних вычитается из начисленного налога в пользу ИНПС. Таким образом, после вычета ИНПС сумма налога составляет 1,6 млн. сумов, а сумма других отчислений 1,8 млн. сумов. В итоге при годовом доходе 18,6 млн. сумов всего отчислений за 2018 год составит 3 471 888 сумов.
Вышеуказанные расчеты показывают, что введение плоской шкалы подоходного налога увеличивает чистый доход налогоплательщика на 1,2 млн. сумов в год, из которых 34% будут направлены на сбережения. Учитывая, что количество клиентов только Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан составляет свыше 3 млн. человек, ожидается значительный прирост депозитной базы банка в результате внедрения Концепции. В свою очередь, увеличение доходов населения расширит и клиентскую базу банков, так как широкие слои населения станут кредитоспособными.
Так, на 01.06.2018г. совокупный объем кредитов, выделенных коммерческими банками населению, составил 16,2 трлн. сумов, что составляет только 12% от общего объема кредитного портфеля банковского сектора и показывает важность Концепции как инструмента популяризации кредитов среди населения.
В масштабе республики увеличение чистого дохода населения с помощью пониженных ставок и отмены обязательных платежей в Пенсионный фонд служит мощным стимулом для официального найма работников компаниями, что не отразится на росте затрат на трудовые ресурсы. Это особенно актуально для предприятий, работающих в теневой экономике или пользующихся услугами нелегальных работников.
В долгосрочной перспективе меры, указанные в Концепции, будут способствовать упразднению практики «зарплат в конвертах» и развитию культуры добросовестного налогоплательщика.
Другим немаловажным аспектом Концепции является то, что в ней указано снижение ставки налога для коммерческих банков с 22 до 20 %, а также снижение налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 %. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению процентных ставок по кредитам и увеличению кредитного портфеля.
Следует отметить, что принятие и внедрение Концепции происходит своевременно, так как у банков, как, например, Национальный банк ВЭД РУ накопились значительные целевые ресурсы, с помощью которых формируется кредитный портфель. Так, например, на 1 июля 2018 года банком профинансировано 238 проектов на сумму 7,8 трлн. сумов в рамках реализации выполнения Программ развития на 2017-2019 гг. ипоручений, данных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева в регионы страны. Растущие доходы населения в результате внедрения Концепции позволят банку более эффективно использовать проектные средства и снизить кредитные риски.
Свободные ресурсы, извлеченные за счет снижения налоговых ставок, позволят банковской системе республики увеличить долю собственных средств, снизить стоимость ресурсов и усилить конкуренцию в отрасли.
В конечном счете, Концепция будет способствовать увеличению производительности труда и созданию резервов для инновационной деятельности коммерческих банков.
Азим Раимбаев,
Директор Центра анализа мировых рынков, инвестиций и торговли при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, д.э.н.