Значение интеллектуальной собственности (ИС) сегодня повышается с вхождением в жизнь людей инновационных категорий и проектов.
Эта сфера, констатируют эксперты, может оцениваться очень значительными суммами, и примеры этому - создатели Майкрософт, Facebook, другие компании, сделавшие своим товаром не материальные активы, а продажи интеллектуальных и физически не осязаемых решений. Интеллектуальная собственность может касаться любой сферы жизнедеятельности. Аналитики выделяют две основные категории - промышленная собственность и авторское право. К сфере авторского права принадлежат любые продукты творческой деятельности человека.
Тема эта настолько интересная, актуальная и назревшая по своей остроте, что сумела сдвинуть географические границы - от Санкт-Петербурга, где действует первая в мире интеллектуальная биржа IP-MARIS, и Дубая, в котором открыт ее филиал, к Ташкенту, где планируется в перспективе также создать филиал IP-MARISи курсы по обучению ИС.
А пока мы беседуем с петербуржцем, директором Международной ассоциации развития интеллектуальной собственности Максимом Бердниковым о деятельности первой интеллектуальной биржи IP-MARIS, возможностях этой уникальной биржи, возможностях самой сферы ИС, умении монетизировать авторские идеи и их защите и как это все можно применить в нашей стране.
IP-MARIS: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДДЕРЖКЕ ИДЕЙ
- Максим, Вы следите за развитием этой сферы в странах СНГ и в мире. Что Вы можете сказать о развитии сферы интеллектуальной собственности в Узбекистане и возможностях продвижения биржи здесь?
- Узбекистан сегодня готов к восприятию всего инновационного. Президентом Узбекистана, насколько я знаю, были запущены реформы практически во всех отраслях экономики и недавно снова был поднят вопрос инновационно-интеллектуального развития.
- Да, возможно, Вы знаете, что в нашей стране будет создан Президентский фонд коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности на $100 млн. В его задачи войдут внедрение результатов научной деятельности, участие в качестве учредителя в реализуемых проектах-стартапах.
- На мой взгляд, это станет очередным рывком для более масштабного развития инновационных проектов да и в целом всей экономики Узбекистана. И это говорит о том, что в вашей стране делаются поистине беспрецедентные шаги для развития и поддержки инновационных идей. Поэтому сегодня, как я полагаю, появляются юридические основы для монетизации объектов интеллектуальной собственности.
Тем не менее, это не исключает пока имеющуюся проблему по ИС, и она состоит в том, что здесь отсутствует вторичный рынок ИС. Существует вторичный рынок по автомобилям, нефти. Но нет по биржам ИС. По факту «биржа ИС» ограничивается рамками доски объявлений. Некоторые объявления из этой сферы пестрят в газете, на сайтах, но никто, и даже сами их авторы, не задумываются о них как об источнике дохода интеллектуальной собственности, и уж тем более, о профессиональной и грамотной монетизации своих предложений.
- Полагаю, самое время поговорить об инновационности биржи IP-MARIS и ее будущем приходе на рынок ИС Узбекистана…
- По нашей концепции, на бирже мы выставляем Базовые активы и Ай-Пи-Доли (котировки по ИС). То есть, впервые именно наша компания разработала и ввела систему IPS-долей на ИС (IPS - IntellectualPropertySahrig). На бирже IP-МАRIS эти доли по ИС могут котироваться. Одним словом, любая представляющая собой новшество и рациональность мысль, идея, могут оказаться на сайте биржи. С точки зрения поддержки идей и их монетизации, биржа представляет собой абсолютный инновационный подход: и к развитию рынка ИС, и подходам к этой сфере, в особенности, к человеческим ресурсам. Благодаря предварительному отбору, профессиональной экспертизе проектов на устойчивость и прибыльность, внедрению механизма котировок, к нам уже поступают очень хорошие инвестиции, и есть успешные сделки.
- Но бизнес-проект должен как бы обладать перспективой, фактором денежного выражения…
- Конечно. Поэтому мы сначала отбираем интересные и перспективные проекты для демонстрации инвесторам. Видите ли, биржа создана только недавно, но, по сути, отбором проектов мы занимались уже определенное время. Немало вот таких отобранных проектов, которые переданы инвесторам, сегодня реализуются или уже реализованы. На бирже даже стали выступать «голубые фишки», есть заявки от инвесторов, заинтересовавшихся стартапами. И выход «голубых фишек» на торговую онлайн-площадку как раз и говорит о доверии к нашей бирже.
Причем, в ходе отбора потенциально инвестиционных проектов, мы встречаемся с людьми, оцениваем их разработки, команды, перспективы, защиту и затем выставляем на бирже по разделам ИС. По итогам торгов конкретный проект получает инвестиции и реализует проект.
- Скажите, если работа над проектами велась, то почему биржа открылась только в августе этого года?
- Хороший вопрос… В чем состоит идея биржи? Мы работали над ее созданием десять лет. Были три прототипа биржи и был детальный анализ над ошибками, пока, наконец, не конкретизировались структура, технология работы. Цели, то есть, для чего мы хотим создать биржу, были ясны и четки.
Мы открыли офис в Дубае, поскольку видим интерес в развитии этой сферы в этой стране, ОАЭ представляет собой современный финансовый центр, приобретающий мировое значение, где собирают деньги со всего арабского мира для поддержки креативных идей и разработки уникальных технологий. Интересный факт: если сопоставить соотношение запросов инвесторов из разных государств к реально имеющимся проектам на нашей бирже, то получается 1:100. То есть, на 100 инвесторов только один достойный проект, в который они могут вложиться. Идет очень острая борьба за проекты, и в этой борьбе прослеживается конструктивный подход, который позволяет Дубаю собирать инвестиции. Мы используем этот момент рационально: многие наши инструменты по ИС были первоначально адаптированы в Дубае, а потом мы переносили их на рынок ИС в России, Казахстане. Теперь и у вас, в Узбекистане, мы готовы внедрять адаптированный инструментарий.
- С точки зрения креативности проектов, их продажи инвесторам, насколько они окажутся технологически приемлемыми и востребованными бизнесом Узбекистана? Вы просчитывали?
- Я полагаю, что определенный поток интеллектуальных продуктов может «осесть» и здесь. И расчет в том, что мы видим большой потенциал для развития рынка интеллектуальной собственности, а с открытием офиса биржи в Ташкенте появится вполне реальная возможность заявить о своих проектах и стартапах на бирже, вплоть до прохождения процедуры листинга и получения финансирования (в том числе зарубежного) под реализацию конкретных проектов.
- То есть, с открытием офиса биржи IP-MARISна нашем рынке узбекские предприниматели фактически могут рассматривать их как отличный инструмент для развития собственного бизнеса, доступа к деньгам инвесторов…
- Почему нет? Собственно, мы и хотели бы выйти на этот региональный рынок, потому что в Узбекистане видим большой интеллектуальный потенциал.
- Расскажите чуть подробнее о возможностях выхода на биржу, раскройте плюсы…
- По концепции биржи есть два статуса: IP-заявитель и IP-номинант. Если наши эксперты видят, что проект перспективный и экономически прибыльный, его автору присваивается статус IP-номинант: это означает, разработчик получает право на компенсацию затрат в определенном размере, в пределах 2,5 млн. сумов. Этот объем средств включает разработку стратегии проекта, разработку портфеля ИС, его структурирование и классификацию.
Что касается IP-заявителя, то он представляет свои проекты на платной основе. Поэтому очень важно эффектно преподнести, показать преимущества проекта, у него должна быть хорошая подача, скажем так, чтобы проект заинтересовал потенциального инвестора.
Дальше нужно выбрать соответствующую биржевую секцию, на которую будет выставлен объект: инвест-секция, стартапы, листинг 1-го уровня, франшизы или иные проекты.
- Расскажите, пожалуйста, о реализуемых проектах.
- На бирже уже состоялось четыре финансирования. Один российский проект в сфере культуры и музыки был оценен в $3 млн. Второй - казахско-китайский стоимостью $9 млн. в сфере IT-технологий. Назову еще датско-ирландский проект, также вызвавший большой интерес и получивший финансирование на $25 млн. Проект осуществляется в сегменте «умных» домов по технологии 3D, с использованием smart-блоков.
- Максим, вот проект отобран, проинвестирован, реализуется. Эксперты биржи прослеживают далее его судьбу?
- Конечно. Однако надо понимать, что главный принцип работы биржи в том, что мы никого не ищем, мы только предоставляем все возможные условия для выставления и инвестирования перспективных и качественных бизнес-проектов. А они все, по сути, уникальны. Во многом нам помогает, что мы мониторим информацию по всем реализованным объектам.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ИС: НУЖНО ПОНЯТЬ, В КАКОМ ОБЪЕМЕ НУЖНЫ ПРАВА И В КАКОЙ МЕРЕ РАЗВИВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ
- Как Вы полагаете, те нормы законодательства, регулирующие ИС в Узбекистане, насколько окажутся созвучными планам биржи, ее поддержке наших предпринимателей?
- В Узбекистане приняты очень хорошие законы. И вопрос в том, что, когда происходит какое-то нарушение в сфере авторских прав по ИС, оно в силу обстоятельств не замечается. Соответствующие органы и инстанции перегружены работой, и часто бывает, что элементарно у специалистов нет времени этим нарушением вплотную заняться и проанализировать его. Стоит вопрос и недостатка компетенции, правильной классификации состава нарушения. Приведу пример того, как, скажем, в Праге действует орган в сфере ИС. Если какое-то сомнение возникает у автора, он сначала обратиться к эксперту, тот, в свою очередь, проведет полный и тщательный анализ всех аспектов нарушения, состояния имущественных, юридических прав, то есть, эксперт на своем уровне выясняет, есть ли признаки нарушения или их нет, и только потом правообладателем принимается решение о начале правоприменительных действий. Как бывает иногда? Вот зарегистрировано, скажем, кафе, а на деле открылся магазин детских игрушек… Эксперт после анализа ситуации выдает документ либо о подтверждении признаков нарушения, либо нет. В итоге на основе этой экспертной оценки документ направляется в соответствующий вышестоящий орган.
Нужно развивать культуру и практику получения таких экспертных документов, практически во всех странах СНГ пока нет такого подхода к сфере ИС.
Могу привести свое наблюдение: все права заканчиваются, а точнее, замыкаются только на проведении регистрации такого-то ИС. Я как специалист вижу проблемы, которые наблюдаю в той или иной стране.
Одна проблема заключается в мышлении человека: что регистрация ИС процесс длинный и сложный, она может длиться до одного года. И как люди мыслят? О, за год многое может измениться, может, вообще не дадут регистрацию. Факт остается фактом: люди не верят в эффективную защиту бизнес-идей и брендов в силу своего незнания азов в этой сфере. Когда я говорю, что есть виды ИС, которые именно в Узбекистане, равно как и в других странах СНГ, можно зарегистрировать за 10 дней, люди изумляются.
- Например?
- Ну, например, регистрация бренда в пищевой отрасли или строительной. Их можно зарегистрировать в течение 10 дней в качестве копирайт-объектов, но не года же! То есть, как вы понимаете, для развития сферы ИС важно, чтобы бизнесмен знал, видел и понимал эти различия, понимал, что и сколько, и в течение какого срока можно зарегистрировать.
Еще есть направления ИС, которые можно зарегистрировать всего за один день, если это относится к видам коммерческого права, - стратегическая разработка технологии, способы управления, мотивация персонала.
- В чем видится сдвиг в этом направлении у нас?
- Просто сегодня нужно понять, в каком объеме нужны права - авторские права, какую законодательную базу нужно создать для этого, в какой мере развивать те или иные инструменты по ИС. В принципе сейчас ситуация в вашей республике меняется.
ПОЧЕМУ РАЗРАБОТЧИКИ НЕ МОГУТ МОНЕТИЗИРОВАТЬ СВОИ ПРОЕКТЫ
- Максим, я полагаю, что заявителями движет не столько регистрация, сколько реальная возможность получить денежный эффект, так?
- Абсолютно верно. Вот мы сейчас с вами говорили об ограничениях в использовании ИС из-за незнания людей. Регистрация ИС - не самоцель! Авторам действительно важно получать определенные средства от внедрения ИС. И этот вопрос, пожалуй, один из сложных в этой области: почему люди не могут монетизировать свои разработки? Эта проблема связана с чисто техническим моментом: для того, чтобы получать деньги от ИС законным, легальным путем, специалисты должны уметь в качестве первого шага отражать эти активы у себя в финансовой отчетности. То есть, в бухгалтерском балансе должна появиться конкретная статья. Ведь вы не можете включать ИС в бизнес-актив, если в активе баланса его нет, значит, и руководство не может мотивировать специалиста своей компании получать официальный доход от ИС, если в балансе не отражен пункт ИС. Попробуйте сказать любому бухгалтеру, чтобы он поставил на баланс web-сайт компании, он просто растеряется, потому что не знает, как это делать!
Но web-сайт сегодня - актив весьма популярный, и он есть у каждой компании и предприятия. Но практически ни у одного бухгалтера вы не встретите в разделе «Нематериальные активы» такую строку, как актив web-сайт.
- А как ввести ее?
- Разбить сайт по объектам интеллектуальной собственности: на движок как код, на интерфейс как авторский дизайн, на контент как авторское продвижение. Словом, разбить весь сайт на компоненты, представляющие ИС.
Еще один момент этого вопроса, тоже очень важный, как определить стоимость сайта. Бухгалтеры не знают, что собой в денежном выражении представляет сайт. Ведь сайт либо создается внутри компании, либо по контракту с другой фирмой.
Но, если на балансе отсутствует определенного вида актив как сайт, то перекрывается доступ к монетизации. Что в итоге получается? Человек зарегистрировал через определенную структуру свою разработку, но поскольку она не работает в денежном выражении, он просто кладет полученный сертификат, и этот сертификат, который мог бы приносить доход владельцу в виде авторских гонораров, просто где-то пылится…
Однако, обладая знаниями в сфере ИС, можно создать уставный капитал, ну, а способов монетизации от ИС очень много. Есть больше 100 способов…
- Все эти моменты рассматриваются в ходе тренингов, которые проводят ваши специалисты?
- Да. У нас есть опыт проведения тренингов в сфере ИС в различных странах. К нам на биржу приходят люди уже после всех процедур, проведенных в национальных патентных ведомствах, с зарегистрированными патентами. И мы подсказываем, что делать дальше с их проектами. К слову, у нас предусмотрено и обучение онлайн: есть разработанный видеокурс, специальные модули, они адаптированы под конкретное законодательство той или иной страны.
- Максим, все, о чем мы сейчас говорили, подводит к мысли, что, по сути, ИС - это новый вид экономического ресурса?
- Конечно! Это как нефть, как золото, как вода. Но в отличие от них, через ИС можно развивать общество, страну, вплоть до кадровых вопросов.
Например, в компаниях Запада, чтобы поддержать мотивацию своих сотрудников, им выдают акции компании, либо какую-то долю от роста бренда. В условиях стран СНГ это, конечно, пока сложно: нужен нотариус, чтобы оформить долю учредителя в ООО, нужна госрегистрация долей и т.д. Но есть другой выход мотивировать работника, чтобы он горел на работе, - его можно сделать совладельцем, соавтором ИС на предприятии. И можно все оформить за 10 дней. В этом случае руководство компании получает совершенно другого работника, у которого и отношение, и подходы к работе проявляются совсем по-другому. Такая мотивация включает факторы партнерства.
- Скажите, чем узбекским предпринимателям и разработчикам ИС может быть полезна биржа, когда здесь, в Ташкенте, откроется ее офис?
- У нас есть курс, на котором мы будем готовить специалистов - интеллект-менеджеров. И функции офиса в Ташкенте могут быть достаточно всеобъемлющи - в организационном плане, обучающе-образовательном аспекте, представительском позиционировании на рынке ИС.
Мы можем проводить обучение и сертификацию партнеров, IP-агентов биржи, проверку документации, представлять интересы офиса в работе с клиентами, принимать заявки от инвесторов и разработчиков проектов, инициировоать промо-мероприятия и семинары для клиентов и партнеров биржи, осуществлять представительские функции в регионе регистрации от лица биржи.
- Максим, спасибо Вам за интересную беседу.