КУРСЫ ВАЛЮТ
cbu.uz
1 USD = 12175.07 -7.94
1 EUR = 12831.31 -33.95
1 RUB = 125.42 -0.84
1 GBP = 14849.93 +47.57
1 JPY = 81.57 -0.1
1 AFN = 155.85 -0.1
1 AMD = 31.18 -0.24
1 AED = 3314.66 -2.16


Музафар Каримов. Свободные экономические зоны Узбекистана – 10 лет развития

История свободных экономических зон насчитывает уже несколько веков. Страны, будучи заинтересованными в развитии международной торговли, стали «огораживать» определенные территории, которые освобождались от традиционно взимаемых налогов и пошлин.

Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

Музафар Каримов, старший научный сотрудник
Института прогнозирования и макроэкономических исследований
при Министерстве экономики Республики Узбекистан

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

Особенно широкое развитие свободные экономические зоны (СЭЗ) получили с 50-60 гг. XX века, когда они стали использоваться для развития не только внешнеторговой деятельности, но и как инструмент развития производства и привлечения инвестиций1.


Сегодня под свободной экономической зоной понимается специально ограниченная территория страны, обладающая особым юридическим статусом и находящаяся вне пределов таможенного пространства, где созданы льготные экономические условия для национальных или иностранных предпринимателей2.


Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических.

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для стимулирования предпринимательской активности в тех районах, которые по тем или иным причинам были депрессивными. Они должны были помочь сгладить региональные различия. Так было в свое время в Западной Европе и Канаде.

В новых индустриальных странах Азии, таких как Южная Корея, Китай, Малайзия, Филиппины и др., приоритетное значение при создании СЭЗ имеет ориентация на привлечение иностранного капитала и высоких технологий, модернизацию национального производства, повышение уровня квалификации работников. Свободные экономические зоны рассматривались как полюсы экономического роста. Предполагалось, что иностранный капитал создаст более современные производства и, соответственно, повысит уровень квалификации рабочей силы3.

Каждая страна самостоятельно определяла цели создания СЭЗ на своей территории и условия их функционирования. Где-то СЭЗ показали свою высокую эффективность, как, например, в Китае, Южной Корее, Малайзии, Индии, а где-то потерпели неудачу, как это было в Шри-Ланке, Индонезии. Все это определило многообразие видов СЭЗ и богатый опыт организации их деятельности4.

Сегодня в мире насчитывается около 400 зон свободной торговли, более 400 технопарков, примерно 300 промышленно-производственных и свыше 100 сервисных зон (зон услуг)5.

Наибольших эффектов в развитии свободных экономических зон, как считается, достиг Китай6. Исходя из опыта Китая, позитивные эффекты от создания специальных экономических зон можно обобщить следующим образом:

Потенциальные выгоды от создания СЭЗ

В Узбекистане законодательной основой создания СЭЗ является Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» от 25 апреля 1996 года №220-I. Данное в Законе определение понятия СЭЗ соответствует общепринятым нормам, а их виды – это классификация зон по поколениям развития.


Справка

Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года №220-I «О свободных экономических зонах»

Ст. 1. «Свободная экономическая зона – специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны».

Ст. 5. «Свободные экономические зоны могут создаваться в виде: зон свободной торговли; свободных производственных зон; свободных научно-технических и иных зон».


После принятия закона был предпринят ряд попыток по созданию СЭЗ: свободная экономическая зона «Джизак» (1996 г.), специальная открытая экономическая зона по международному туризму «Самарканд» (1997 г.), Нукусская свободная производ­ственно-экономическая зона (1998 г.). Но отсутствие механизмов практической реализации положений закона, необходимого опыта и знаний, слабая инфраструктура и сложившаяся в тот момент ситуация в стране, регионе и мире привели к тому, что первые попытки оказались неуспешными.

В преддверии мирового экономического кризиса 2008 года и активизации сотрудничества с Южной Кореей, вопросы создания СЭЗ в Узбекистане вновь стали активно обсуждаться. В марте и ноябре 2007 года в г. Ташкенте был проведен ряд круглых столов, бизнес-форумов и мозговых штурмов, по результатам которых Программой развития ООН был опубликован доклад о потенциале создания специальных экономических зон в Узбекистане и ожидаемых эффектов от этой инициативы7.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

Современную историю создания свободных экономических зон в Узбекистане можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – это созданная в 2008 году на базе международного аэропорта Навои первая из действующих сегодня СЭЗ – свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) «Навои»8.

Создание этой зоны сопровождалось огромной аналитической работой, в рамках которой корейскими экспертами были проведены маркетинговые исследования и опросы по определению потребности создания СЭЗ в Навои, перечню отраслей производства для развития на территории СЭЗ9. Предполагалось, что СИЭЗ «Навои» будет специализироваться на производстве автомобильных частей, продукции электронной и электротехнической промышленности и других отраслей машиностроения, широкого спектра высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции за счет внедрения современного зарубежного высокопроизводительного оборудования и техники, технологических линий и модулей, инновационных технологий.

Второй этап. Опираясь на опыт функционирования СИЭЗ «Навои», было принято решение о расширении сети специальных экономических зон в Узбекистане. Реализацией этого решения стало создание специальных индустриальных зон (СИЗ) «Ангрен»10 и «Джизак»11 в соответствии с меморандумом о взаимопонимании по реализации проекта создания узбекско-китайского промышленного парка в Узбекистане.

Основными целями создания СИЗ «Ангрен» и «Джизак» являются: формирование благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью; комплексное и эффективное использование производственного и ресурсного потенциала регионов; создание на этой основе новых рабочих мест и повышение доходов населения.

На территории специальных зон предполагалось размещать предприятия таких отраслей и направлений, как электротехника, машиностроение, химия и нефтехимия, фармацевтика, пищевая промышленность и глубокая переработка плодо­овощной продукции, производство современных строительных материалов, кожевенная промышленность и др.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

Следующий, третий этап связан с принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 г. №УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон», согласно которому СИЭЗ «Навои», СИЗ «Ангрен» и «Джизак» были переименованы в свободные экономические зоны соответственно, и для них установлен единый правовой режим, унифицированы налоговые и таможенные льготы. Эти же льготы с такими же условиями их применения были предоставлены и всем в последующем созданным свободным экономическим зонам.

Успешная деятельность ра­нее созданных экономических зон вкупе с накопленным опытом в этом направлении позволила значительно расширить использование инструмента СЭЗ для экономического развития страны и отдельных ее территорий. Начало 2017-го ознаменовалось Указом главы государства12 о создании еще четырех СЭЗ – в Ургутском районе Самаркандской области («Ургут»), Гиждуванском районе Бухарской области («Гиждуван»), городе Коканде Ферганской области («Коканд») и Хазараспском районе Хорезмской области («Хазарасп»). Они помогут привлечь инвестиции в организацию современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала соответствующих областей.

2017 год ознаменовался также и переходом от создания зон полиотраслевого характера к комплексным зонам узкоотраслевой направленности и, соответственно, четвертым этапом развития свободных экономических зон в Узбекистане: 3 мая 2017 г. были образованы сразу семь СЭЗ – «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм», «Паркент-фарм». Они обеспечат комплексное и эффективное использование производственного и ресурсного потенциала Каракалпакстана, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей в части выращивания лекарственного растительного сырья в особых природных условиях для последующей его переработки.


Справка

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Цель создания: решение социально-экономических проблем за счет формирования особых условий для инвесторов, в т.ч. прямых иностранных.

Срок функционирования: 30 лет с момента создания.

Преимущества: налоговые и таможенные льготы для участников зон:

● освобождение от уплаты ряда налогов на срок в зависимости от объема вложений

- $300 тыс. – $3 млн – освобождение от уплаты налогов на 3 года;

- $3 млн – $5 млн – освобождение от уплаты налогов на 5 лет;

- $5 млн – $10 млн – освобождение от уплаты налогов на 7 лет;

- $10 млн. и более – освобождение от уплаты налогов на 10 лет, 50% сокращение ставок налогов на 5 след. лет;

● освобождение от уплаты таможенных платежей при импорте материалов и оборудования для организации собственного производства;

● создаваемая за счет централизованных источников дорожно-транспортная, инженерно-коммуникационная и производственная инфраструктура.

Обязательные критерии при размещении инвестиционных проектов на территориях СЭЗ:

● создание импортозамещающих, высокотехнологичных производств в соответствии с параметрами, установленными законодательством для проектов локализации;

● объем экспорта после начала производственной деятельности – не менее 20 процентов во второй и не менее 30 процентов – в третий и последующие годы;

● создание новых рабочих мест в количестве, определяемом административными советами, в том числе с установлением 10-процентной квоты по приему нуждающихся в занятости по спискам, предоставляемым Советом Федерации профсоюзов;

● укомплектование штата работников создаваемой организации из числа граждан Республики Узбекистан в количестве не менее 95 процентов от общей численности привлеченных работников, с предоставлением им возможности прохождения стажировки и повышения квалификации.

Источник: обобщение автором положений нормативно-правовых актов в сфере регулирования деятельности СЭЗ.


 

Причиной создания специализированных фармацевтических зон стало то, что рынок фармацевтической продукции сильно зависит от импортной составляющей, что из-за курсовой разницы валют ведет к удорожанию лекарств и медицинских препаратов для населения. Однако растительный мир Узбекистана дает возможность производить большинство компонентов фармацевтической продукции из соб­ственного сырья, которое сейчас используется в ограниченном количестве. Указом предусмотрено выделение земель для создания плантаций лекарственных растений в соответствующих зонах.

Кроме того, началось активное реформирование сис­темы правового регулирования деятельности свободных экономических зон, в связи с чем был принят ряд новых подзаконных нормативно-правовых актов и внесены изменения в ранее действовавшие.

Так, утверждены единые для всех зон основополагающие документы:

● Положение о свободных экономических зонах13;

● Положение о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории свободных экономических зон и регистрации участников свободных экономических зон14;

● Положение о порядке предоставления земельных участков участникам свободных экономических зон15.

● Положение о порядке применения льгот по налогам и таможенным платежам на территории свободных экономических зон16.

Утверждение этих документов – огромный шаг вперед в вопросе эффективной организации деятельности свободных экономических зон. Этими документами регулируются все основные вопросы: процедуры создания свободных экономических зон, определения и регистрации участников зон, отбора проектов для реализации на территории, применения особых таможенных и налоговых режимов, реализации других преференций для участников зон.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

В целях стимулирования активности и создания условий для реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ, за каждой СЭЗ закреплен отдельный коммерческий банк, занимающийся вопросами обслуживания участников зоны и предоставлением им льготных кредитов17.

Изменилась и система координации развития СЭЗ: если ранее Административные советы СЭЗ создавались для каждой СЭЗ в отдельности, и большую часть членов Административных советов составляли чиновники из центральных аппаратов органов государ­ственного управления, то теперь в каждом регионе создается Административный совет СЭЗ и малых промышленных зон (МПЗ) региона, ответственный за развитие всех СЭЗ и МПЗ на территории региона, в состав которого входят руководители региональных подразделений органов государственного управления, что значительно влияет на качество исполнения Административным советом своих функций18.

Кроме того, для координации развития и деятельности СЭЗ в целом создан Республиканский совет по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон, основными задачами которого, наряду с координацией деятельности региональных Административных советов, являются разработка стратегий развития СЭЗ в стране на средне- и долго­срочную перспективу, а также разработка программ развития инфраструктуры и коммуникаций, финансируемых за счет централизованных средств19.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: Yandex.uz.

В текущем году наступил новый, пятый этап в развитии свободных экономических зон в Узбекистане. Сферы создания СЭЗ были расширены и наряду с созданием индустриальных зон началось создание СЭЗ и в других секторах, таких как сфера услуг и сельскохозяй­ственное производство.

Так, в декабре 2017 года было принято решение по созданию на территории Чимган-Чарвакской курортно-рекреационной зоны Ташкентской области свободной туристической зоны «Чарвак» и строительству на ее территории современных гостиничных комплексов, культурно-оздоровительных, торгово-развлекательных и других объектов туристского назначения, а также созданию объектов современной инженерной инфраструктуры. Только на развитие дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктур СТЗ «Чарвак» намечено потратить свыше 17 млрд. сумов. Концепция развития предусматривает, что создание СТЗ «Чарвак» позволит увеличить объемы предоставляемых туристских услуг за счет ежегодного роста количества иностранных туристов, посещающих область, что в целом будет способствовать росту экспорта туристских услуг до прогнозных $100 млн. в 2021 году, в то время как количество иностранных туристов, посещающих область, возрастет с 72 тыс. человек по итогам 2017 года до прогнозных 150 тыс. человек в 2021 году.

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в Узбекистане

Фото: УзА.

В целях создания условий для дальнейшего развития рыбной отрасли, совершен­ствования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения качества научно-инновационных исследований и разработок, обеспечения широкого внедрения их результатов в практическую деятельность в Куйичирчикском районе Ташкентской области создается свободная экономическая зона (СЭЗ) «Балик ишлаб чикарувчи»20.

Одна из основных задач СЭЗ – создание племенного рыбопосадочного материала путем акклиматизации новых и апробированных видов рыб для дальнейшего развития собственного производства, зарыбления искусственных водоемов и обеспечения рыбоводческих хозяйств. В СЭЗ также создадут современные комплексы по переработке рыбы, производству рыбной продукции (консервы, икра, мука, деликатесы и др.) для удовлетворения, в первую очередь, потребности населения, а также последующего экспорта в сопредельные страны.

В целях формирования благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных тепличных хозяйств, обеспечивающих выращивание конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внешних рынках, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Бухарской области, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения в Бухарской области, в июле текущего года создана еще одна сельскохозяйственная зона – свободная экономическая зона «Бухоро-Агро»21.

Планируется, что в СЭЗ с привлечением прямых иностранных и отечественных инвестиций будут размещены современные тепличные хозяйства, в том числе с применением технологии гидропоники, на основе кластерной формы, а также налажено производ­ство конструкций, оборудования и других комплектующих изделий для строительства энергосберегающих теплиц.

Среди задач СЭЗ – производство, переработка и экспорт сельскохозяйственной продукции, формирование современной инфраструктуры логистики, организация питомников рассады и саженцев востребованных сельхозкультур, а также первичного семеноводства.

Узбекистан, накопив опыт использования режимов СЭЗ для экономического развития на трех успешных проектах, перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в масштабах экономики страны. Причем спектр решаемых с его помощью проблем существенно расширяется – стимулирование развития экономически проблемных регионов, развитие высокотехнологичных экспортоориентированных производств, повышение конкурентоспособности отраслей экономики.

В целом, в настоящее время на территориях СЭЗ реализовано около 70 инвестиционных проектов на общую сумму $1,5 млрд., при этом свыше половины вложенных инвестиций – это средства прямых иностранных инвесторов. В результате создано около 5 тысяч рабочих мест. На стадии реализации находятся более 200 проектов общей стоимостью свыше $1,5 млрд. (в т.ч. свыше $400 млн. прямых иностранных инвестиций), что позволит создать еще около 22 тыс. рабочих мест22.

Перед республикой стоят масштабные задачи по реформированию всех сторон жизни населения, и в решении этих задач свободные экономические зоны могут оказать значительную помощь. Свободные экономические зоны – один из важнейших инструментов экономической политики привлечения инвестиций для расширения экспортного потенциала, внедрения инновационных идей, ноу-хау, технологий, а также поддержки отстающих регионов. Эффективное использование этого инструмента позволит обеспечить значительный рывок в развитии экономики республики и, в конечном счете, благоприятно отразится на благосостоянии населения.


1 Каримов М.М., Ильина Д.Н., Акрамов А.У. Состояние и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Узбекистан. ПРООН – Ташкент, 2015.

2 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.).

3 The World Bank, «Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions», 2011, p. 346.

4 Каримов М.М., Ильина Д.Н., Акрамов А.У. Состояние и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Узбекистан. ПРООН – Ташкент, 2015.

5 Ильина Д.Н. Каримов М.М. Активизация деятельности свободных экономических зон как источник роста промышленности в долгосрочной перспективе / Эффективное использование социально-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста: материалы VI Форума экономистов – Ташкент: IFMR. 2015. – С. 229-234.

6 Каримов М.М., Ильина Д.Н., Опыт развития специальных экономических зон в Китае / Бозор, пул ва кредит, №5, 2015 г. – С. 56-65.

7 Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан. Аналитический доклад (под ред. Б.Шарипова) – ПРООН, Ташкент, 2008 г.

8 Указ Президента Республики Узбекистан от 02.12.2008 г. №УП-4059 «О создании свободной экономической зоны в Навоийской области». Справочно: согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 26.10.2016 г. №УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон», наименование всех свободных экономических зон унифицировано, из наименования СИЭЗ «Навои», исключено слово «индустриально-».

9 KDI (2010), «Development of Navoi Free Industrial Economic Zone in Uzbekistan», Korea Development Institute, Ministry of Strategy and Finance, Republic of Korea., April 2010. pp. 192.

10 Указ Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 года №УП-4436 «О создании свободной экономической зоны «Ангрен»».

11 Указ Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2013 года №УП-4516 «О создании свободной экономической зоны «Джизак»».

12 Указ Президента Республики Узбекистан от 12.01.2017 г. №УП-4931 «О создании свободных экономических зон «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп»».

13 Приложение №1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан 16.01.2018 г. №29 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года №ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».

14 Приложение №2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан 16.01.2018 г. №29 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года №ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон»».

15 Приложение №3 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан 16.01.2018 г. №29 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года №ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон»».

16 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.04.2017 г. №196 «О мерах по организации деятельности свободных экономических зон».

17 Постановление Президента РУ от 07.08.2017 г. №ПП-3175 «О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон».

18 Приложение №3 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 25.10.2017 г. №ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».

19 Приложение №4 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 25.10.2017 г. №ПП-3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».

20 Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.04.2018 г. №ПП-3657 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию рыбной отрасли».

21 Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.07.2018г. №ПП-3843 «О мерах по созданию свободной экономической зоны «Бухоро-Агро»».

22 «Информация о свободных экономических зонах» URL: https://invest.gov.uz/wp-content/uploads/2018/02/Spravka-po-SEZ.pdf (Дата доступа: 19.07.2018 г.).


Журнал «Бозор, пул ва кредит»,

№8, 2018 г.

Показатель биржевого индекса «UCI»