Рынок лизинга в Узбекистане также, как и все отрасли экономики республики, ощутил на себе влияние пандемии CОVID-19. Аналитики отмечают падение спроса в большинстве лизинговых сегментов, ухудшение финансового состояния лизингополучателей, ряд других факторов риска для отрасли. В компании «Uzbek Leasing International А.О.» всегда задумывались о траектории роста лизинговой деятельности.
Предлагаем вниманию читателей подробное интервью Генерального директора СП АО «Uzbek Leasing International A.O.» Зафара Мустафаева о выстраивании деятельности в период пандемии, инструментах минимизации рисков и факторов на лизинговый рынок страны.
- Зафар Бурибаевич, самый первый вопрос – насколько пандемия COVID-19 повлияла на деятельность компании?
- Основные клиенты нашей компании – это представители малого и среднего бизнеса. Основной удар пандемии и вынужденного принятия карантинных мер пришелся на малый и средний бизнес.
Многие предприятия, кроме стратегически важных, временно прекратили свою работу, в целом, как и следовало ожидать, покупательская способность населения упала, сократились экспорт и импорт. В результате, многие клиенты компании начали задерживать платежи, требуя их отсрочки и реструктуризации графиков. Спрос на лизинговые услуги снизился, особенно в тех отраслях экономики, на которые повлиял Covid-19: транспорт, туризм, общественное питание, строительство и т.д. Естественно, снижение поступлений по действующим проектам негативно сказывается на реализации новых запланированных лизинговых сделок. Мы пошли навстречу нашим клиентам – каждый случай реструктуризации был согласован сторонами, сейчас клиенты постепенно восстанавливают свою деятельность, и мы продолжаем финансировать новые проекты.
- В феврале этого года компания выпустила облигации на 25 млрд. сумов. В связи с этим, расскажите, пожалуйста, о планах финансирования и внедрении новых лизинговых продуктов за счет привлеченных средств.
- Для нас важно постоянно расширять источники финансирования проектов. Фондовый рынок Узбекистана находится на стадии развития, и мы приняли решение использовать инструменты привлечения на рынке ценных бумаг. 24 февраля 2020 года СП АО «Uzbek Leasing International А.О.» впервые среди небанковских кредитных организаций разместило 3 выпуска облигаций на общую сумму 25 млрд. сумов. Корпоративные облигации сроком обращения 1 год с доходностью 18%, сроком обращения 2 года с доходностью 19% и сроком обращения 3 года с доходностью 20%. Хотелось бы отметить, что, по сравнению с другими доступными облигациями на рынке, корпоративные облигации нашей компании имеют два преимущества. Первое – срок обращения. В то время, как другие эмитенты предлагают облигации сроком обращения как минимум 3 года, СП АО «Uzbek Leasing International А.О.» имеет также выпуски сроком погашения 1 и 2 года. Данное предложение может быть привлекательным для компаний, которые хотят сохранить ликвидность активов при сравнительно высокой доходности.
Второе - купонные ставки. Большинство 3-годичных облигаций на рынке имеют купонную ставку - 16-18%. Соответственно, 3-годичные облигации СП АО «Uzbek Leasing International А.О.» на 2% выгоднее, чем конкурентные предложения на рынке на сегодняшний день. В отличие от других эмитентов, мы зафиксировали купонную ставку, без привязки к основной ставке Центрального банка республики. Это так же позволяет инвесторам заработать больше, так как основная ставка Центрального банка имеет тенденцию к снижению.
В процессе размещения облигации были реализованы в основном среди отечественных инвесторов. Примечательно, что даже частный инвестор из США приобрел наши облигации и ежеквартально получает купонный доход.
Согласно информации, размещённой на официальном сайте РФБ «Тошкент», облигации нашей компании являются одними из наиболее привлекательных и прибыльных на рынке.
В будущем, по мере дальнейшего развития фондового рынка страны, мы планируем увеличить операции с ценными бумагами.
- Какова в целом ситуация на лизинговом рынке в текущих условиях пандемии?
- По итогам 1-го полугодия тенденция распределения лизингового рынка между лизингодателями осталась примерно на том же уровне - 89% рынка принадлежит лизинговым компаниям. Что касается коммерческих банков, то по сравнению с итогами 2019 года, объем предоставленных лизинговых услуг незначительно увеличился, и их доля на рынке составила 11%.
ТОП – 5 Лизинговых компаний
№ п.п |
Наименование лизинговой компании |
Объем оказанных лизинговых услуг в 1-ом полугодии 2020г. (в млрд. сум) |
1 |
AO «O’zagrolizing» |
633,2 |
2 |
ЛК ООО «O’zavtosanoat-Leasing» |
83,5 |
3 |
СП АО «Uzbek Leasing International А.О.» |
63,5 |
4 |
ООО ЛК «ASAKA-TRANS-LEASING» |
59,6 |
5 |
ООО «Fincom» |
53,8 |
ТОП – 5 Банков
№ п.п |
Наименование банка |
Объем оказанных лизинговых услуг в 1-ом полугодии 2020г. (в млрд. сум) |
1 |
АКБ «InFin Bank» |
79,6 |
2 |
ЧАКБ «Turkiston» |
25,1 |
3 |
ЧАБ «Trust Bank» |
16,9 |
4 |
АКБ «Asia Alliance Bank» |
3,9 |
5 |
АКИБ «Ipoteka Bank» |
3,9 |
Здоровая конкуренция наблюдалась в части финансирования сделок с автотранспортом, что естественно, учитывая небольшую капиталоемкость сделок, наличие вторичного рынка автотранспортных средств и постоянный спрос.
- Как сегодня выглядит картина секторов по объемам сделок?
По итогам 1-го полугодия 2020 года объем новых лизинговых сделок составил 1,17 трлн. сумов, совокупный портфель лизинговых операций превысил 5,55 трлн. сумов.
Распределение лизинговых сделок по видам основных средств дает представление о том, с какими объектами лизинга и насколько активно работают лизингодатели. На протяжении последних лет крупнейшими сегментами на рынке являются сельхозтехника, технологическое оборудование и увеличившийся за последние два года лизинг автотранспорта. Необходимо отметить, что доля сельхозтехники по итогам полугодия 2020 года составила 59,4%, автотранспорта – 18,8%, строительной техники и оборудования – 11,4%, недвижимости – 5,4%, технологического оборудования – 5,0%. Такое резкое изменение в соотношении связано с замедлением деятельности многих лизинговых компаний, в то время как сельскохозяйственный сектор вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Распределение лизинговых сделок по видам основных средств в первом полугодии 2020 года
- Зафар Бурибаевич, а что можно сказать о сделках в сегменте недвижимости?
- Сумма новых лизинговых сделок в секторе недвижимости немного возросла. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 38,4 млрд. сумов и достиг 63,0 млрд. В сфере предоставления лизинга недвижимости наибольшую сумму продемонстрировали АКБ «Invest Finance Bank» (54,8 млрд. сум), OOO «Infinleasing» (5,3 млрд. сум), и на третьем месте закрепился ЧАБ «Трастбанк» (3,0 млрд. сум).
Если сравнить показатели 2019 года (49,3 млрд.сум) и 2018 года (502,7 млрд.сум) годов, то наблюдается резкий спад объемов в секторе лизинга недвижимости. Это связано с тем, что до 2019 года объем по лизингу недвижимости был больше за счет возвратного лизинга, который с внедрением НДС стал невыгодным для предпринимателя в плане отвлечения оборотных средств на разовую оплату суммы НДС, тогда как зачет данного налога будет происходить в течение нескольких лет.
- Зафар Бурибаевич, как специалист и аналитик в сфере лизинговой деятельности, Вы можете сегодня спрогнозировать изменения на рынке лизинга? Какие факторы риска повлияют на него?
- Из-за общего экономического кризиса после пандемии COVID-19 лизингополучатели затрудняются оплачивать лизинговые платежи, в связи с чем могут произойти банкротства небольших лизинговых компаний. Также правительство может принять решение о введении регулятора для лизинговой отрасли. Конкуренция со стороны коммерческих банков также может возрасти. Если крупные международные игроки выйдут на рынок Узбекистана, это также усилит конкуренцию.
- Экономический спад вследствие пандемии привел к снижению спроса и на лизинговые услуги. Какие еще факторы, на Ваш взгляд, будут влиять на рынок?
- Экономический спад после пандемии, может привести и к снижению спроса на лизинговые услуги, и нехватке доступного финансирования. То есть, это - дорогие ресурсы и их недостаточность на местном финансовом рынке. Отсутствие денежных средств в экономике прямо влияет на платежеспособность клиентов.
Кроме того, имеются вопросы на законодательном уровне, которые на наш взгляд требуют определенных решений в целях устранения барьеров для роста услуг по финансовому лизингу. В частности, лизинговым компаниям в отличии от банков не разрешается номинировать лизинговые договора и графики в иностранной валюте, что в свою очередь создает неравную конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями. Возможность номинировать лизинговые услуги в иностранной валюте создает возможность лизинговым компаниям привлекать иностранные кредитные линии, которые в свою очередь являются приемлемым источником финансирования для предпринимателей, за счет их низких процентных ставок, долгосрочности и дополнительных услуг.
Также, согласно законодательству, лизинговые услуги невозможно оказывать физическим лицам. Финансовый лизинг для физических лиц смог бы сыграть очень важную роль в развитии лизинга. В частности, в мировой практике широко используется лизинг недвижимости и лизинг авто частникам. В нашей стране, на фоне бурного строительства жилой недвижимости – лизинговый инструмент сможет стать приемлемым финансовым инструментом как для застройщиков, так и для населения.
Следует отметить, что со стороны Лизинговой Ассоциации Узбекистана, вышеуказанные предложения направлены в соответствующие органы для внесения изменений в законодательство. В частности, в §6 Главы 34 проекта нового Гражданского кодекса Республики Узбекистан, подготовленного специалистами нашей Ассоциации, включены нормы, создающие правовую базу для номинирования договоров лизинга в иностранной валюте и внедрения в республике таких видов лизинга, как лизинг физическим лицам, исламский лизинг – ижара и вторичный лизинг.
Введение регулирования в отрасль скорее послужит положительным моментом для крупных иностранных инвесторов, это добавит уверенности в защите капитала.
Спасибо за беседу!